Как писать стихи

«1-е декабря 1837» Ф. Тютчев


«1-е декабря 1837» Фёдор Тютчев

Так здесь-то суждено нам было
Сказать последнее прости…
Прости всему, чем сердце жило,
Что, жизнь твою убив, ее истлило
В твоей измученной груди!..

Прости… Чрез много, много лет
Ты будешь помнить с содроганьем
Сей край, сей брег с его полуденным сияньем,
Где вечный блеск и долгий цвет,
Где поздних, бледных роз дыханьем
Декабрьский воздух разогрет.

Анализ стихотворения Тютчева «1-е декабря 1837»

В году, который стал частью заглавия тютчевского творения, произошли перемены в судьбе поэта-дипломата. Местом его службы был назначен Турин. Столица Сардинского королевства считалась в ту пору европейским захолустьем. Оставив в России жену и дочерей, чиновник выехал на север Италии. Молодого Тютчева волновали не только профессиональные задачи и заботы о растущем семействе. Он вознамерился совершить поступок, меняющий привычки жизни сердечной, — расстаться со своей давней возлюбленной Эрнестиной. Свидание с ней, произошедшее в Генуе, должно было стать последним. Однако судьба не разделила убеждений поэта: через полтора года он женился на Эрнестине, ставшей преданной и мудрой спутницей влюбчивого и непрактичного супруга.

Центральная тема произведения — предстоящая разлука влюбленных. В начальных строках текста вводится элемент, характерный для разговорной речи: автор привлекает лексему «прости» в качестве анафоры.

Содержание первой строфы указывает на характер любовной связи. Особенности ее трактовки традиционны для тютчевской поэтики. Любовь представляется противостоянием, а избранница — «измученной» жертвой, поплатившейся спокойной жизнью за искренность, преданность и душевную щедрость.

В сознании пары, чей роман движется к драматической развязке, интимное переживание неразрывно связано с местом расставания. О нем вскользь упоминается в зачине, и во второй строфе появляется развернутая характеристика художественного пространства. Влюбленные встретились на берегу теплого моря, где осень длится до декабря. Приметы, определяющие роскошный южный пейзаж, — сияние, «вечный блеск», обилие цветов. Стихотворение завершается выразительной деталью, образом поздних роз, которые отличаются от своих летних «сестер» неярким, слабым оттенком окраски бутонов. Цветочный образ олицетворяется: он наделяется свойством дышать, согревая прохладный воздух.

Прощальная хрупкая красота осенней зарисовки ассоциируется с любовным чувством, осложненным мучительным ощущением неизбежного финала. Последний оставит болезненный след в душе героини — таков печальный прогноз субъекта речи. Для передачи эмоций, которые вызовет воспоминание спустя годы, автор прибегает к художественному приему, уточняющему жест возлюбленной. Неосознанное судорожное движение выдает волнение, трепет, грусть, от которых не удастся избавиться навсегда.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах