Как писать стихи

«Айя-София» И. Бунин


«Айя-София» Иван Бунин

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Анализ стихотворения Бунина «Айя-София»

Айя-Софья – одно из названий знаменитого Софийского собора, символа расцвета Византии. Изначально он выступал в роли православного патриаршего собора, затем стал мечетью. В настоящее время – музей, расположенный в историческом центре Стамбула, турецкой столицы. Стихотворение «Айя-София», датируемое 1903-06 гг., скорей всего, написано Буниным под впечатлением от путешествия в Турцию, состоявшегося в 1903 году. Ивана Алексеевича не беспокоил переход важнейшей православной святыни под власть мусульман. Будучи мечетью, собор сохранил свое величие. В произведении Бунина нет никакого религиозного противостояния. Писатель считал, что каждая вера несет собственную долю истины. Поэтому он не видел ничего странного даже в смешении нескольких религий в одном пространстве. Первые два четверостишия «Айи-Софии» – описание некоего загадочного ночного обряда, внушающего страх и трепет. Великий Шейх, вероятно, убивает в стенах Софийского собора женщину: «…и мертвою, слепою она лежала на коврах». Финальная пара строф – мечеть утром. Религии Бунин готов противопоставить простор небес и воздух, Любовь и Весну.

Мусульманская тема занимает значительное место в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. В своих путешествиях по Востоку он стремился посмотреть не только достопримечательности, но и познакомиться с местами, где живут обычные люди. Известно, что проводник водил писателя и по туристическим маршрутам, и в частные дома. После первой поездки в Турцию Бунин создал так называемый «арабский цикл», включающий стихотворения разных лет. Иван Алексеевич воспевал Восток в качестве земель далеких, чуждых, неизведанных. Как и большинство русских поэтов, он использовал распространенные в нашей литературе образы. В произведении «Айя-София» упоминаются не слишком оригинальные символы: Святой Коран, Великий Шейх, кривая сабля. Применение достаточно избитых ассоциаций сам Бунин объяснял тем, что любовь к экзотическому Востоку – давно отмеченная черта западных людей.

Лирика Ивана Алексеевича, посвященная мусульманскому миру, — великолепный образец полного погружения творческого человека в чужую культуру, в совершенно другой менталитет. Его «арабские» стихотворения пропитаны особой атмосферой. Они способны перенести читателя на Восток, познакомить его с богатейшей историей этих земель и с их современной жизнью.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах