Как писать стихи

«Альпы» Ф. Тютчев


«Альпы» Фёдор Тютчев

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари,
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари!..

Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец —
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая семья!..

Анализ стихотворения Тютчева «Альпы»

В натурфилософской лирике Тютчева образ гор играет важнейшую роль. Ему отведено главное место в ряде стихотворений, в их числе – «Утихла биза… Легче дышит…», «Утро в горах», «Хоть я и свил гнездо в долине…». Изображая горные пейзажи, Федор Иванович раскрывал идею двоемирия природы. Горы в его поэзии одновременно укоренены в земле и устремлены в небеса. Мир вершин человеку чужд, в этом пространстве обитают духи. Днем оно светлое, ночью становится опасным, страшным. Образ гор раскрывается в стихотворении «Альпы», написанном в 1830 году. Метафорическая сторона произведения тесно связана с темами смерти и холода. Первая строфа текста посвящена ночным горам. Перед читателями предстают помертвелые очи Альп, объятые льдистым ужасом и находящиеся под властью гибельных чар. Свергнуть зловещие оковы им удается во второй части стихотворения, когда наступает день и на свет появляется «вся воскресшая семья», блестящая в венцах из золота.

По мнению советского литературоведа Наума Яковлевича Берковского, для Тютчева мир не имеет окончательных очертаний. Все предметы каждый день должны рождаться заново, подтверждать себя. В «Альпах» Федор Иванович показывает процесс рождения утра в горах: тяжкий распад, происходивший ночью, сменяется блистательным пейзажем. Темное время суток в лирике Тютчева – это почти всегда страшная пора, когда человек сталкивается с бездной, когда царит хаос, когда открывается возможность постичь тайны мироздания.

Некоторые исследователи творчества Федора Ивановича, в стихотворении «Альпы» видят не только яркое описание пейзажа, но и политический подтекст. Согласно их концепции, цепь горных вершин – аллегорическое изображение славянских народов. Приходящий с востока рассвет сначала озаряет самую высокую гору, то есть старшего брата. Скорей всего, здесь имеется в виду Российская империя. Подобный взгляд на «Альпы» не лишен здравого смысла. Дело в том, что Тютчев хорошо общался с братьями Киреевскими – известными славянофилами. Дружба с ними оказала огромное влияние на мировосприятие поэта. Славянские симпатии Федора Ивановича стали еще сильнее после знакомства с Вацлавом Ганкой – чешским деятелем национального возрождения. Его Тютчев считал «апостолом единения славян», ему посвятил два стихотворения: «Ганке» («Вековать ли нам в разлуке?..», 1841) и «Так взывал я, так гласил я…» (1867).

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах