Как писать стихи

«Антоний» В. Брюсов


«Антоний» Валерий Брюсов

Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времен,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.
Боролись за народ трибуны
И императоры — за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил — страсть!
Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, —
И перевесила любовь!
Когда вершились судьбы мира
Среди вспененных боем струй, —
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.
Когда одна черта делила
В веках величье и позор, —
Ты повернул свое кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.
Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб, любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель — за тебя!
О, дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой!

Анализ стихотворения Брюсова «Антоний»

Личность римского политика Марка Антония заинтересовала Валерия Брюсова, когда тот был ещё юношей. В 1894 году поэт сделал первые наброски к стихотворению, посвящённому этой исторической персоне, а в 1905 году свет увидело законченное произведение «Антоний».

Этот вариант стихотворения был создан в апреле 1905 года. В нём содержится семь четверостиший. Преобладает перекрёстный способ рифмования строк. Стихотворение написано классическим для русской поэзии четырёхстопным ямбом. Автор выступает в нём в качестве рассказчика, повествуя о жизни лирического героя Антония и обращаясь к нему на «ты».

В центре сюжета произведения – романтические отношения римского полководца с царицей Клеопатрой. Однако об этом читателю приходится догадываться самостоятельно, поскольку поэт почти не говорит открыто об этой любви. Мы не встречаем в тексте ни имени возлюбленной Антония, ни очевидных деталей, которые бы подтвердили эту мысль. Автор только один раз прямо указывает на эту связь, в последней строфе упоминая египетскую корму.

В этом стихотворении ярко проявляется талант Валерия как символиста. С помощью образов-намёков мы можем восстановить историю отношений Антония и Клеопатры. Уже в начальной строфе встречаем эпитет «на закатном небосклоне». Он отсылает к историческому факту – римский политик действительно обрёл любовь уже на склоне своей славы. Из-за интриг соперников он потерял право занимать должность консула, а в военных кампаниях часто терпел неудачи, иногда из-за собственной самоуверенности и праздности. Однако это не способно сломить Антония. Поэт использует анафору, которая подчёркивает благородство героя:
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.

Но вот судьба награждает Антония самым роскошным в представлении Валерия Яковлевича даром – любовью. Всё в стихотворении буквально дышит восхищением этим чувством. Автор неоднократно противопоставляет многочисленные ценности – славу, власть, богатство, и возможность наслаждаться взаимностью избранницы. Здесь мы видим символы – «венец», «пурпур» (имеется в виду одеяние консула с широкой пурпурной каймой), «победный лавр», «скиптр вселенной», в которых заключена история римского могущества. И всё это Антоний готов отдать за поцелуй.

Последние две строфы представляют собой обращение к Любви. Поэт обращается к ней, как к высшей силе, упоминая такие атрибуты божественности как нимб, жертвы во славу божества. Он молит о жребии, подобном судьбе Антония.

Понятно, что образ полководца, возможно, чересчур романтизирован и далёк от реальности. Но с его помощью мы осознаём, какие ценности были главными для самого Валерия Яковлевича, и тем самым получаем возможность лучше понимать его творчество.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах