Как писать стихи

«Баба-Яга» И. Бунин


«Баба-Яга» Иван Бунин

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –
К ночи на море пал сырой туман.
Окружен со всех с четырех сторон
Темной осенью островок Буян.

А еще темней — мой холодный сруб,
Где ни вздуть огня, пи топить ее смей,
А в окно глядит только бурый дуб,
Под который смерть закопал Кощей.

Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!
Будь огонь в светце — я б погрелася,
Будь дрова в печи — похлебала б щец,

Да огонь — в морях мореходу весть,
Да на много верст слышен дым от лык…
Черт тебе велел к черту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!

Анализ стихотворения Бунина «Баба-Яга»

И. А. Бунин вошёл в русскую поэзию как талантливый поэт-пейзажист. Удивительно красочными получались у него стихотворения, в которых запечатлевалась родная и заморская природа, отображались портреты встреченных им людей. Не менее яркими выходили у Ивана Алексеевича и сюжеты на сказочную тематику. Примером тому может служить произведение «Баба-Яга».

«Баба-Яга» была впервые опубликована в сборнике «Стихотворения 1907 г.». Произведение имеет простую композицию, оно состоит из четырёх строф-четверостиший. Рифма перекрёстная (abab). Стихотворный размер необычен: в строке пять стоп, первые три укладываются в хорей, затем следует пауза, часто оформленная в виде тире. В последних двух стопах ударение падает на второй слог, что соответствует ямбу. Благодаря этому необычному сочетанию размеров стихи становятся похожи на былину.

Речь в стихотворении идёт от первого лица. С читателями говорит сама Баба-Яга, но в её образе мы не узнаём ту зловещую колдунью, которая известна нам по народным сказкам. Перед читателями вырисовывается образ одинокой старухи, оказавшейся отрезанной от остального мира по жестокой прихоти более могущественных сил. По мере знакомства с лирической героиней мы можем даже проникнуться некоторой симпатией и жалостью к ней.

Вот что рассказывает Баба-Яга о своей доле: её скромное мрачное жилище расположено на угрюмом острове Буяне. Читатель помнит это место по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Здесь пустынно и страшно, сюда редко попадают даже самые отчаянные путешественники. Чтобы усилить безотрадность пейзажа, поэт использует следующие эпитеты: «гулкий шум», «сырой туман», «тёмной осенью», «холодный сруб».

Мы понимаем, что героине совсем несладко жить в таком месте. Баба-Яга жалуется на свою судьбу, объясняя, что держит её здесь:
Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!

Итак, Баба-Яга – это хранительница ларца со смертью Кощея. Но она сама не рада такому назначению. Очень реалистично героиня корит себя то ли за жадность, которая подтолкнула её взяться за эту работу, то ли за доверчивость, благодаря которой ведьма оказалась заточена на острове:
Черт тебе велел к черту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!

Поэт применяет анафоры («Будь огонь… Будь дрова…», «Да огонь…Да на много…»), придавая речи Бабы-Яги сходство с заклинанием. То, что героиня – именно русская колдунья, читатель понимает благодаря таким просторечным выражениям, как «погрелася», «похлебала б щец».

Интересно, что это стихотворение создавалось в течение 2 лет – с 1906 по 1908 гг. Нет точных данных, которые бы пояснили, как поэт писал «Бабу-Ягу». Может быть, сначала Иван Алексеевич сформулировал сюжетную канву, а затем добавлял детали. Или строки родились сразу, но время от времени автор корректировал их. В любом случае, учитывая, каким законченным и правдоподобным получился образ бедной Бабы-Яги, мы можем сказать, что произведение стоило стольких лет работы.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах