Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Баллада о десанте» Ю. Друнина

Хочу,чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был…
Четырнадцать школьниц – певуний, болтушек –
В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
«Ой, мамочка!» – тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь…
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь…

Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку –
От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь…

Бессмысленной гибели нету на свете –
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды…

Анализ стихотворения Друниной «Баллада о десанте»

Есть такие стихотворения, что могут растрогать любого: от юного читателя или умудрённого жизненным опытом ценителя поэзии. Именно таковы произведения Юлии Друниной. Их особенность не в изящном языке или выверенной композиции, а в простоте, даже наивности, и искренности автора. Годы службы на фронте не ожесточили поэтессу, но сделали её лирику правдивой и точной.

Это сочетание честности и душевности делает стихотворение «Баллада о десанте», написанное в семидесятых годах и вошедшее в цикл «Из крымской тетради», таким пронзительным. Читая о вчерашних школьницах, которым выпало тяжкое испытание, невольно начинаешь сопереживать героиням, словно находишься рядом с ними.

В начале стихотворения поэтесса приглашает послушать трагическую историю. Слова:
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был…

подготавливают читателей к тому, что повествование это непростое, что рассказчице трудно сохранять присутствие духа, пока она делится этими воспоминаниями. И мы это понимаем, потому что нелегко говорить о страданиях и смерти, тем более, если речь идёт о почти детях.

То, что персонажи этой истории – юные девочки, читатели осознают по первым же строкам. Автор ласково называет своих героинь певуньями, болтушками. Совсем по-девичьи звучит восклицание «Ой, мамочка!», обронённое при совсем не детских обстоятельствах. Эти девушки – партизанки, они должны десантироваться в тыл врага и встретиться со своим отрядом. Современным читателям и представить себе сложно, какая трудная и опасная ноша лежит на их плечах.

И вот, когда читатели уже прониклись симпатией к героиням, происходит настоящая трагедия. Три девушки из отряда не достигли благополучно земли. Кульминация напряжения усиливается рефреном:
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь…

В присущей ей немного отрешённой манере поэтесса следит за дальнейшей судьбой оставшихся в живых героинь. Она не рассказывает с пафосом о том, какое горе испытали девушки, пережив смерть сверстниц-подружек. Злоключения отряда описываются с помощью простых выражений бытовой лексикой: «Случалось потом с партизанками всяко…»

Однако за этим просторечием скрывается важная мысль – даже самые страшные испытания не должны сломить дух человека. Пусть героиням мало лет, но познав смерть и страх, они остались людьми, не забыли своих подруг. Именно эта трагедия закалила их сердца, помогла выстоять. Поэтесса резюмирует:
Бессмысленной гибели нету на свете –
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды…
прославляя человеческую стойкость и доблесть.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах