Как писать стихи

«Беатриче» К. Бальмонт


«Беатриче» Константин Бальмонт

Сонет

Я полюбил тебя, лишь увидал впервые.
Я помню, шел кругом ничтожный разговор,
Молчала только ты, и речи огневые,
Безмолвные слова мне посылал твой взор.

За днями гасли дни. Уж год прошел с тех пор.
И снова шлет весна лучи свои живые,
Цветы одели вновь причудливый убор.
А я? Я все люблю, как прежде, как впервые.

И ты по-прежнему безмолвна и грустна,
Лишь взор твой искрится и говорит порою.
Не так ли иногда владычица-луна

Свой лучезарный лик скрывает за горою,-
Но и за гранью скал, склонив свое чело,
Из тесной темноты она горит светло.

Анализ стихотворения Бальмонта «Беатриче»

Цикл лирики К. Д. Бальмонта «Любовь и тени любви» содержит произведения, посвященные женщинам, каким-либо образом затронувшим сердце поэта. Необязательно это были реальные фигуры из его жизни. Это могли быть и мифические персонажи, героини литературных произведений или исторические личности. Так, например, сонет «Беатриче» рассказывает о возлюбленной итальянского поэта Данте Алигьери. Впрочем, некоторые исследователи творчества поэта, опираясь на материалы писем и воспоминаний, считают, что под образом Беатриче скрывается Екатерина Андреева, будущая жена Бальмонта.

Данте незримо присутствует во всем цикле «Любовь и тени любви». Само это название взято из стихотворения «Непоправимое. Эпиграфом служат слова Данте – Vita nuova. В сонете «Беатриче» лирический герой Константина Дмитриевича сам предстает в образе великого итальянца, чтобы признаться в любви своей вечной возлюбленной.

Однако несмотря на влияние Данте, Бальмонт остается верен своей манере стихосложения. Стихотворение имеет типичную для сонета структуру abab abab cdc dee. При этом в строках присутствует характерное для бальмонтовских стихов чередования женских и мужских окончаний.

Читая текст сонета, легко заметить присущую многим произведениям Константина Дмитриевича звукопись. Благодаря повторяющимся звукам «м»,«л» и «р» создается впечатление, что автор противопоставляет образы Беатриче и лирического героя. Там, где говорится о ней, чаще встречаются нежные звуки: «молчала», «безмолвные», «лучезарный», «лик», «чело». В то время как от лица героя произносятся резкие и звонкие слова: «кругом», «разговор», «убор», «прежде», «впервые», в которых слышится не то рокот волн, не то стук страстного сердца.

Образное содержание сонета также типично для Бальмонта. Героиня Беатриче предстает как бы окруженной тремя стихиями – огнем («речи огневые, безмолвные слова мне посылал твой взор»), Луной и Весной, возможно, символизирующей саму жизнь. Эти сущности всегда являлись для поэта наиболее важными, выступали как источник поэзии и вдохновения. Автор сравнивает Беатриче с ночным светилом в первом терцете:
И ты по-прежнему безмолвна и грустна,
Лишь взор твой искрится и говорит порою.
Не так ли иногда владычица-Луна…

Бальмонт считал Луну истинной женской стихией, уравновешивающей бурные Солнце и Огонь. Сам поэт ассоциировал себя с этими силами. Думается, именно поэтому Луна, воплощенная в женщине, так привлекала его. Ведь вместе они образуют мистическую стихийную гармонию.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах