Как писать стихи

«Бог» Д. Мережковский


«Бог» Дмитрий Мережковский

О Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю…
Пускай мученья мне грозят,-
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят…
Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь,- в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но любя,
Пока рассудком отрицал,-
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — все. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда…
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала.
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..

Анализ стихотворения Мережковского «Бог»

В 1886 году Дмитрий Сергеевич Мережковский перенес тяжелую болезнь. Подробностей об этом времени не сохранилось, однако именно это несчастье стало первой ступенью на пути к религиозному осознанию. Поиски смысла в вере надолго стали одним из основных мотивов в лирике поэта. Своеобразной квинтэссенцией духовного чувства является стихотворение «Бог», написанное не позднее 1892 года.

В качестве эпиграфа к этому стихотворению использованы выдержки из «Фауста» Гете и «Деяний Апостолов». Цитируя Гете: «Все преходящее, есть только символ» Дмитрий Сергеевич формулирует идею своего произведения, которое одновременно напоминает и молитву богу, и манифест художника.

Нельзя точно определить, к какому именно богу обращается автор. Не зря критики в разное время трактовали стихотворение как пантеистический гимн. Поэт дает множество определений своему кумиру. Поэт ищет бога и находит его в различных вещах и явлениях:
Ты — мир.
Ты — всё. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда…

Несмотря на то, что автор употребляет типичные для христиан слова «Боже мой», «Господь», при прочтении не складывается впечатления, что речь идет именно о христианском боге. Напротив, приняв во внимание эпиграф и некоторые фразы из текста стихотворения, например, «Благодарю… за всё, что сердцем я постиг», «я чувствую … Тебя… в глубине своей души», «Ты – мысль поэта», можно подумать, что сам бог является для поэта символом. Под ним скрывается, по всей видимости, весь мир, сам человек и его душа. А также та ее часть, в которой рождается поэзия.

Если представить, что воспевая божественную силу, автор говорит на самом деле о поэзии, произведение приобретает иной смысл.

С этой позиции строки:
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь…
объясняются как объяснение тому, как поэт творит. Рассуждая о мечте превратить свою жизнь в «немолчную хвалу», автор указывает на бессмертие своих трудов, которые останутся в веках, когда он сам покинет этот мир. Эта мысль напоминает о пушкинском памятнике нерукотворном.

Идея, что Бог Мережковского – это не одно существо, а совокупность сверхъестественных сил, подтверждается еще и композицией произведения. Число строф в нем – семь. Эта цифра издревле считается связанной с природными энергиями. Неудивительно, что поэт мистически воспринимает мир через бога и бога через мир, ведь именно благодаря этому особому взгляду на окружающее он может создавать поразительные произведения поэтического искусства.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах