Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Бьют женщину» А. Вознесенский

Бьют женщину. Блестит белок.
В машине темень и жара.
И бьются ноги в потолок,
как белые прожектора!

Бьют женщину. Так бьют рабынь.
Она в заплаканной красе
срывает ручку, как рубильник,
выбрасываясь на шоссе!

И взвизгивали тормоза.
К ней подбегали, тормоша.
И волочили и лупили
лицом по лугу и крапиве…

Подонок, как он бил подробно,
стиляга, Чайльд-Гарольд, битюг!
Вонзался в дышащие рёбра
ботинок узкий, как утюг.

О, упоенье оккупанта,
изыски деревенщины…
У поворота на Купавну
бьют женщину.

Бьют женщину. Веками бьют,
бьют юность, бьёт торжественно
набата свадебного гуд,
бьют женщину.

А от жаровен сквозь уют
горящие затрещины?
Не любят – бьют, и любят – бьют,
бьют женщину.

Но чист её высокий свет,
отважный и божественный.
Религий – нет, знамений – нет.
Есть
    Женщина!..

…Она как озеро лежала,
стояли очи как вода,
и не ему принадлежала,
как просека или звезда,

и звёзды по небу стучали,
как дождь о чёрное стекло,
и, скатываясь,
              остужали
её горячее чело.

1960 г.

Анализ стихотворения Вознесенского «Бьют женщину»

В XIX веке тема нелёгкой женской доли уже освещалась в русской поэзии Н. А. Некрасовым. Спустя сто лет этот вопрос снова был поднят. На этот раз об этом заговорил советский поэт Андрей Андреевич Вознесенский в 1960 году в стихотворении «Бьют женщину».

В начале произведения перед читателем предстаёт ужасная картина. Ночь, дождь, по мокрому шоссе движется автомобиль, в котором мужчина наносит удары женщине. Останется неясным, кто этот мужчина, хотя автор и обрисует его облик («стиляга, Чайльд-Гарольд, битюг!»). Женщина же в стихотворении предстаёт воплощением всех русских женщин.

Основной приём, который подчёркивает идею воплощённости, – эпифора. Каждый эпизод произведения раскрывает одну сторону жизни женщины в России и заканчивается фразой-итогом – «Бьют женщину». Помимо непосредственного рукоприкладства со стороны мужчин, автор затрагивает самые разные события, например, свадьбу, которая означала смерть юности:
Бьют женщину. Веками бьют,
бьют юность, бьет торжественно
набата свадебного гуд…

Не менее угнетают личность женщины ежедневные заботы («А от жаровен на щеках горящие затрещины?») и монотонный быт. Однако при всех злоключениях женская душа всё равно остаётся чистой, и это поражает автора. Он восклицает:
Но чист ее высокий свет,
отважный и божественный.
Религий – нет, знамений – нет.
Есть Женщина!..

Поэт ставит героиню в один ряд с явлениями природы, сравнивая её с озером, глаза – с водой. Таким образом, женский образ становится ближе к миру стихий.

Интересна палитра произведения. Когда автор повествует о тех вещах, которые негативно влияют на героиню, «бьют женщину», он использует мрачные краски:
Бьют женщину. Блестит белок.
В машине темень и жара.

В этом отрывке присутствует аллитерация. Повторение звука «б» напоминает о звуке глухих ударов.
Аллитерация встречается и в других фрагментах стихотворения. Повествуя о быте, поэт использует слова с шипящими согласными, которые передают типичные звуки, доносящиеся из кухни, – «мещанство». «ещё», «затрещины», «горящие».

Когда же автор описывает облик женщины, то применяет для этого яркие образы. Её ноги он сравнивает с прожекторами, до того светлая её кожа. Для изображения лица использованы устаревшие «очи» и «чело», что отсылает читателя к старине.

Финал произведения печален. Автор рисует ночной пейзаж, наполненный звуками и красками:
и звезды по небу стучали,
как дождь о черное стекло…

По фразе «стояли очи как вода» мы понимаем, что злодей добился своего, и женщина умерла. Но её душа теперь освободилась. Она принадлежит природе, вечности, но никак не человеческому миру. Поэтому последние строки так спокойны и торжественны.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах