Как писать стихи

«Царю — на пасху» М. Цветаева


«Царю — на пасху» Марина Цветаева

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
— Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
— Царь! — Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи —
Гроза и вал!
Царь! Не люди —
Вас Бог взыскал.

Но нынче Пасха
По всей стране,
Спокойно спите
В своем Селе,
Не видьте красных
Знамен во сне.

Царь! — Потомки
И предки — сон.
Есть — котомка,
Коль отнят — трон.

Анализ стихотворения Цветаевой «Царю — на пасху»

В период с 1917 по 1922 год Цветаева активно работала над сборником «Лебединый стан», представляющим собой своеобразную летопись белогвардейского движения. Как известно, Марина Ивановна не эмигрировала сразу после Великой Октябрьской революции, хотя к большевистской власти она относилась по большей части отрицательно. Пребывание в Советском Союзе позволило ей в полной мере почувствовать трагедию, которую пришлось пережить ее родине. Во время Гражданской войны поэтессе было нелегко. Сергей Эфрон – ее супруг – воевал на стороне белых. Зимой 1920 года умерла от голода трехлетняя Ирина – вторая дочь Цветаевой, сданная в приют. Марина Ивановна жила в Москве, ее материальное состояние можно без особого преувеличения назвать нищенским, нередко ей приходилось продавать на рынке вещи, чтобы приобрести продукты первой необходимости. «Лебединый стан» — попытка осмыслить революцию и Гражданскую войну, реквием Добровольческой армии, в рядах которой служил Эфрон.

Третье стихотворение сборника – «Царю – на пасху». Оно датируется вторым апреля 1917 года и считается первым произведением Цветаевой, посвященным императору Николаю II. Его отречение от престола, ставшее результатом февральской революции, не было понято и принято Мариной Ивановной. В начале марта бывшего правителя Российской империи вместе с членами его семьи отправили в Царское Село. Их поместили под арест в Александровский дворец, где они пробыли вплоть до августа 1917-го. Для Цветаевой даже отказавшийся от власти Николай Александрович оставался царем, на которого законы людского суда не распространяются. При этом поэтесса прекрасно понимала – трон у императора отняли. Его грядущая судьба сравнима с котомкой. Главные чувства, транслируемые при помощи рассматриваемого текста, — жалость и сострадание. Произведение создавалось в то время, когда многие представители русской интеллигенции радовались бескровности произошедшего переворота и предстоящей свободе. О царской семье мало кто вспоминал, она будто и вовсе перестала существовать после переезда в Александровский дворец. Стихотворение «Царю – на пасху» — явление для той весны в некотором роде уникальное. Практически сразу вслед за анализируемым произведением Цветаева написала еще одно посвящение венценосной семье – «За Отрока – за Голубя – за Сына…». В нем Марина Ивановна выражала надежду на то, что «крестьянская Россия» на станет наказывать сына за грехи отца и не допустит по отношению к нему зла.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах