Как писать стихи

«Чертовы качели» Ф. Сологуб


«Чертовы качели» Федор Сологуб

В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает черт качели
Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад,
Доска скрипит и гнется,
О сук тяжелый трется
Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом
Шатучая доска,
И черт хохочет с хрипом,
Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад,

Вперед, назад,
Хватаюсь и мотаюсь,
И отвести стараюсь
От черта томный взгляд.

Над верхом темной ели
Хохочет голубой:
— Попался на качели,
Качайся, черт с тобой!-

В тени косматой ели
Визжат, кружась гурьбой:
— Попался на качели,
Качайся, черт с тобой!-

Я знаю, черт не бросит
Стремительной доски,
Пока меня не скосит
Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется,
Крутяся, конопля,
Пока не подвернется
Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели,
И лбом о землю трах!
Качай же, черт, качели,
Все выше, выше… ах!

Анализ стихотворения Сологуба «Чертовы качели»

Стихотворение «Чертовы качели» написано Федором Кузьмичом Сологубом (1863–1927) 14 июня 1907 года. Оно вошло в сборник «Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая», опубликованный в Москве в 1908 году.

У стихотворения необычная композиция. Оно состоит из девяти строф, причем две из них являются секстинами (от латинского «sex» – шесть). В начале стихотворения они чередуются с обычными четверостишиями, которые имеют форму abab. Строфы, в которых содержится по шесть строк, образуют схему cddccd и eddeed.

Действо, о котором повествует автор, напоминает страшный сон. В лесу высоко на ветвях подвешены огромные качели. Они раскачиваются сильнее и сильнее, угрожая гибелью лирическому герою – авторскому «я». Эти качели приводит в движение сам черт, поэтому автор понимает, что этот аттракцион не сулит ничего хорошего. Раскачиваясь все выше, поэт предчувствует, как в какое-то мгновение он соскользнет с доски и рухнет на землю. Финал стихотворения остается открытым, и читателю позволяется самому понять, чем закончится этот полет.

Сюжет этого стихотворения немедленно вызывает в памяти другое произведение – знаменитый «Фауст» Гете. Как и демон лирического героя в «Чертовых качелях», Мефистофель увлекает Фауста в водоворот событий, развлечений и удовольствий. Расплата за миг наслаждения будет страшной – мучительная смерть. Но оба – герой Федора Кузьмича Сологуба и доктор Фауст, принимают условия игры.

То, что поэт описывает именно сатанинскую игру, можно подтвердить с помощью особенностей стихотворения. Например, автор использует живую бытовую лексику. Текст произведения изобилует междометиями («ах!»), звукоподражательными словами («лбом о землю трах»), просторечные выражения («мотаюсь», «крутяся», «шатучий»). Есть в тексте прямая речь, которая создает впечатление шутливой перебранки:
Визжат, кружась гурьбой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой».
Постоянно встречаются повторы:
Качает и смеётся,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад.
Держусь, томлюсь, качаюсь,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад…

Интересна поэтическая фонетика. Все стихотворение словно наполнено разными звуками, неизменно сопровождающими движение качелей. Вот благодаря аллитерациям скрипят ветви елей: «косматой», «качает», «доска», «канат». Вот раздается смех черта: «хохочет», «хрипом», «хватаясь». Вот свистит ветер в ушах: «стремительной», «скосит», «бросит».

Образ чертовых качелей можно интерпретировать как символ жизни. Если представить, что взлеты и падения на качелях – это жизненные радости и неудачи, то становится понятно, почему лирического героя не страшит близкое падение. Ведь смерть – это закономерный итог любой жизни. Таким образом, с помощью обращения к мистике поэт предлагает взглянуть на привычные вещи иным взглядом.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах