Как писать стихи

«Читая стихи» Н. Заболоцкий


«Читая стихи» Николай Заболоцкий

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Читая стихи»

В произведении 1948 г. отразилось благоговейное, требовательное и щепетильное отношение к дару художественного слова, присущее личности автора.

Антитеза, положенная в основу композиции, представляет противоположные точки зрения на цели и задачи творческого процесса. Содержание двух первых катренов посвящено поэтам, основная деятельность которых тяготеет к формальным экспериментам. Результаты подобных упражнений бывают любопытными, однако их нельзя назвать истинной поэзией. Лирический субъект не скрывает собственной иронии: идеальный по форме, но лишенный содержания стих напоминает «бормотанье», свист сверчка или детский лепет.

Серия риторических вопросов, появляющихся в центральном фрагменте, порождена глубокими сомнениями лирического «я», сторонника классического подхода к проблеме соотношения содержания и формы. Предваряя изложение собственной концепции, герой моделирует комплекс оппозиций, предлагая читателю сделать самостоятельный выбор. Возвышенная мечта, священное «русское слово», наполненное живым смыслом, находятся на одном краю шкалы. На противоположном полюсе располагаются пустые забавы, благозвучное и приятное, но бессодержательное птичье щебетанье.

Решительное выступление в пользу осмысленного слога начинается с энергичного отрицания позиции оппонентов. В этом эпизоде впервые упоминается понятие поэзии, которое противопоставлено стиху как итогу интересных, но сомнительных экспериментов. Герой Заболоцкого твердо разграничивает творчество и бездумную игру со словом. Последнее из занятий не пристало серьезному автору: оно подходит лишь клоуну, забавляющему публику эксцентричными номерами.

Вопросительные интонации центральных катренов сменяются торжественным звучанием финального эпизода. Высокая тема побуждает автора обратиться к мотиву веры, трактуемой как глубокая преданность родному языку, стремление сохранить его чистоту и богатство. Показателен эпитет церковнославянского происхождения «животворящий»: способный вдохнуть жизнь, воскресить, одухотворить. Сокровенные истины открываются лишь избранным творческим людям — мужественным, осознавшим и готовым разделить ответственность важнейшей миссии.

Поэт остается верен достижениям классического наследия в отношении особенностей формы: произведение написано трехстопным анапестом со строгим соблюдением перекрестной рифмовки.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах