Как писать стихи

«Что прошло — не вернуть» С. Есенин


«Что прошло — не вернуть» Сергей Есенин

Не вернуть мне ту ночку прохладную,
Не видать мне подруги своей,
Не слыхать мне ту песню отрадную,
Что в саду распевал соловей!

Унеслася та ночка весенняя,
Ей не скажешь: «Вернись, подожди».
Наступила погода осенняя,
Бесконечные льются дожди.

Крепким сном спит в могиле подруга,
Схороня в своем сердце любовь.
Не разбудит осенняя вьюга
Крепкий сон, не взволнует и кровь.

И замолкла та песнь соловьиная,
За моря соловей улетел,
Не звучит уже более, сильная,
Что он ночкой прохладною пел.

Пролетели и радости милые,
Что испытывал в жизни тогда.
На душе уже чувства остылые.
Что прошло – не вернуть никогда.

Анализ стихотворения Есенина «Что прошло — не вернуть»

Во время учебы в Спас-Клепиковской школе начинающий автор пережил короткое увлечение лирикой Надсона. Пессимистические интонации определяют характер философских размышлений юного поэта. В произведении «Капли» несчастные, «с болью в душе» доживающие остаток жизни, часто и бесплодно взывают к «милому прошлому». Грустные судьбы людей уподобляются каплям осеннего дождя.

Печальные раздумья безутешного лирического «я» отражены в стихотворении 1911—12 гг. Автор-подросток пробует изобразить любовные переживания. В качестве композиционной основы он избирает элегическую антитезу, в которой идеальное прошлое противопоставляется безрадостному настоящему.

Прохладная ночь в весеннем саду, «песня отрадная» соловья — классические атрибуты опоэтизированного художественного пространства символизируют гармонию возвышенных отношений влюбленного героя и его избранницы.

Картина, изображающая радостные воспоминания, отделена от настоящего непреодолимыми обстоятельствами. На этот факт указывает зачин произведения. Невозможность возврата минувшего счастья передана однотипными лексемами — инфинитивами с отрицательной частицей. Они образуют ряд, состоящий из трех компонентов, и призваны отобразить нарастающее отчаяние субъекта речи.

Содержание следующих четверостиший объясняет негативные эмоции, смоделированные в начальном катрене. Автор последовательно обосновывает позицию своего героя, выделяя по отдельной строфе для трех основных слагаемых личного счастья: образа возлюбленной, весеннего тепла и соловьиной трели. Если исчезновение двух последних обстоятельств мотивируется естественной сменой сезона, то нынешнее одиночество субъекта речи обусловлено трагической причиной — преждевременной кончиной подруги. Компонентами картины, демонстрирующей полную безнадежность существования героя, выступают образы бесконечного дождя и невесты, заснувшей навсегда. Атрибутом дисгармонии становится излюбленная романтиками тишина, которую не нарушает соловьиное пение.

Фатальность развязки придает лирическому сюжету мелодраматические черты. Резюмируя влияние обрушившихся невзгод, лирический герой приходит к горестным итогам: радостная пора безвозвратно ушла, оставив в душе лишь «чувства остылые», скорбь и апатию. Афоризм, завершающий текст, еще раз подчеркивает особенности внутреннего состояния лирического «я», мысленный взгляд которого обращен в прошлое.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах