Как писать стихи

«Делия» А. Пушкин


«Делия» Александр Пушкин

Ты ль передо мною,
Делия моя!
Разлучен с тобою —
Сколько плакал я!
Ты ль передо мною,
Или сон мечтою
Обольстил меня?

Ты узнала ль друга?
Он не то, что был;
Но тебя, подруга!
Все ж не позабыл —
И твердит унылый:
«Я любим ли милой,
Как, бывало, был?»

Что теперь сравнится
С долею моей!
Вот слеза катится
По щеке твоей —
Делия стыдится?..
Что теперь сравнится
С долею моей!

Анализ стихотворения Пушкина «Делия»

В лирике А. С. Пушкина периода 1813-1817 годов весьма сильны античные мотивы. Есть целый ряд стихотворений, в которых либо упоминаются персонажи римской и греческой мифологии и культуры, либо их имена употреблены метафорически по отношению к современникам поэта. В качестве примера такого использования древнего имени можно привести стихотворение «Делия», созданного Александром Сергеевичем между 1815-16 годами.

Известно, что это имя Пушкин заимствовал из древнеримской литературы. Знаменитый поэт-элегист Альбий Тибулл так называл в своих произведениях свою возлюбленную. Кроме того, Делией греки именовали вечную деву Артемиду, покровительницу охоты. Эта небожительница получила такое прозвание из-за своего происхождения – по преданию она была рождена на острове Делос.

В стихотворении поэт выступает в качестве лирического героя. В сущности «Делия» представляет собой монолог молодого человека, обращённый к его подруге, юной девушке. Автор очень эмоционален, он без конца задаёт собеседнице вопросы, остающиеся без ответа, и не устаёт громко восклицать:
Ты ль передо мною,
Делия моя!
Разлучен с тобою —
Сколько плакал я!
Ты ль передо мною,
Или сон мечтою
Обольстил меня?

Думается, что имя, которым поэт нарекает свою героиню, не случайно. Согласно древнегреческим мифам, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона, благоволившего искусству, особенно поэзии. Возможно, поэт проводит параллель между собой и богом-певцом, а его подруга представляет собой воплощение жизнелюбия и сестринской любви Артемиды. Ведь автор сообщает только о том, что испытывал тоску от разлуки. Таким образом, его Делия вполне может быть и верной единомышленницей, а не обязательно возлюбленной.

Композиция этого произведения интересна тем, что каждая строфа состоит не из привычных нам четверостиший, а из септим (также встречается слово «септет»). Если представить строки в виде схемы, то строфа приобретёт вид ababccb. Стихотворный размер – трёхстопный хорей.

Основной приём, усиливающий драматизм и эмоциональность, – рефрен. Во всех строфах за исключением второй поэт повторяет целые фразы:
Что теперь сравнится
С долею моей!
Вот слеза катится
По щеке твоей —
Делия стыдится?..
Что теперь сравнится
С долею моей!

Также мы можем заметить, что Александр Сергеевич позволяет себе шалость. Автор играет словами, содержащими «л», «м»: «унылый», «любим», «ли», «милой», «бывало», «был». Встречаются и аллитерации с сочетанием «д» и «л» — «Делия», «долею». Такие оригинальные эксперименты со звуковым рисунком в очередной раз показывают, что Пушкин был гениальным творцом.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах