Как писать стихи

«День» В. Брюсов


«День» Валерий Брюсов

Еще раз умер, утром вновь воскрес;
Бред ночи отошел, забыт, отброшен.
Под серым сводом свисших вниз небес,
Меж тусклых стен, мир ярок и роскошен!

Вновь бросься в день, в целящий водоем.
Скользи в струях, глядись в стекле глубоком,
Чтоб иглы жизни тело жгли огнем,
Чтоб вихрь событий в уши пел потоком!

Хватай зубами каждый быстрый миг,
Его вбирай всей глубью дум, всей волей!
Все в пламя обрати: восторг, скорбь, вскрик,
Есть нега молний в жало жгучей боли!

Час рассеки на сотню тысяч миль,
Свой путь свершай от света к свету в безднах,
Весь неизмерный круг замкнув, не ты ль
Очнешься вновь, живым, в провалах звездных?

Борьбой насытясь, выпей яд любви.
Кинь в сушь сознаний факел дневной песни,
Победы блеск, стыд смеха изживи,—
Умри во мгле и с солнцем вновь воскресни!

Анализ стихотворения Брюсова «День»

Стихотворение «День» принадлежит перу Валерия Яковлевича Брюсова. Оно было написано 25 августа 1920 года и относится к послереволюционному периоду творчества поэта.

Это произведение состоит из пяти строф. Рифма везде перекрёстная. Размер – пятистопный ямб. Стихотворение проникнуто духом оптимизма и надеждой на преображение мира. В нём поэт говорит с читателем, напутствуя его и вдохновляя на свершения.

Автор предлагает читателю удивительную яркую жизнь, наполненную непрерывной борьбой и кипучей деятельностью. Накал эмоций в ней настолько высок, что бездеятельный ночной отдых близок к смерти, а пробуждение напоминает воскрешение. Поэт так и говорит об этом: «Ещё раз умер, утром вновь воскрес…»

Сновидения автор удостаивает эпитета «бред ночи», и применяет градацию «отошёл, забыт, заброшен», подчёркивая тем самым, как пренебрежительно следует относиться к этим моментам пассивности.

Автор призывает без промедления окунаться в стремительный поток жизни. Используя сравнение «целящий водоём», он показывает, что продуктивный день способен излечить болезни, избавить от дурных снов или апатии, неудовлетворённости окружающим. Для этого Валерий Яковлевич противопоставляет удушающе скучную обстановку дома красочному миру вне его стен:
Под серым сводом свисших вниз небес,
Меж тусклых стен, мир ярок и роскошен!

Впрочем, существует мнение, что этот образ является метафорой внутреннего мира, заключённого в «стенах» человеческого тела.

Стоит обратить внимание, что поэт прибегает здесь к приёму аллитерация. Повторяющийся звук «с» напоминает шипение змеи. Возможно, таким образом поэт стремится показать, как однообразие и замкнутое пространство опасно для человека, отравляет его душу, делает его слабым и инертным.

Любопытно, что для пробуждения интереса читателя автор использует противоречивые образы. Чтобы показать красоту активной жизни, он использует подчас неприятные и даже отталкивающие выражения. В тексте стихотворения мы можем встретить такие эпитеты, как «иглы жизни», «жало жгучей боли», «яд любви». Автор призывает хватать зубами каждое мгновение, не избегать даже болезненных чувств, превращая их в энергию, подпитывающую разум.

Это стихотворение очень динамично. Оно полнится действием, яркими пламенными образами. Поэт усиливает напряжение с помощью различных художественных приёмов – аллитераций, анафоры:
Чтоб иглы жизни тело жгли огнём,
Чтоб вихрь событий в уши пел потоком!

В каждой строфе встречаются эмоциональные восклицания, риторические вопросы. В финале автор возвращается к тому, с чего начал. Таким образом, стихотворение становится не просто призывом к деятельной активной жизни, но и гимном её непрерывности и вневременности.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах