Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Деревня» А. Фет

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;

На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!

1842 г.

Анализ стихотворения Фета «Деревня»

Поэтический текст 1842 г. относится к раннему периоду творчества, ко времени обучения автора в Московском университете. Тогда же фетовские произведения напечатали два столичных журнала. Публикациям в периодике предшествовал выход первого сборника, который был оценен критиками как многообещающий, хотя во многом подражательный.

Настроение «Деревни» задает лексическая анафора «люблю», которая напоминает читателю лермонтовскую «Родину», созданную годом раньше. Двух авторов сближают неторжественный задушевный тон и тенденции к опоэтизации будничных явлений из жизни российской глубинки. Не случайны и текстовые переклички: в первом произведении возникают формулы «приют печальный» и «деревня глухая», во втором – слабые огоньки «печальных деревень».

Для фетовского стихотворения характерно постепенное сужение художественного пространства. Если в зачине моделируется деревенская панорама, устремленная вдаль, за лесную чащу, то во второй строфе фокус повествования перемещается внутрь деревенского дома. Эффект достигается за счет удачно избранной пейзажной доминанты, основанной на олицетворении. Туман на лугу подбирается прямо к окнам скромного жилища. В эпизоде учитывается и ассоциативная связь, сближающая природный образ с паром, идущим от горячего самовара. Третий катрен обозначает центральную тему поэтического текста – посиделки в гостях за чашкой чая.

Изображение милой домашней обстановки создается из множества небольших, но ярких деталей. Внимательный гость замечает чепец и очки старушки-хозяйки, разложенные на тарелочках зерна овса, корзину с вязанием и проворную кошку, играющую с клубком. Комплекс образов, выхваченных из простого деревенского интерьера, передает радостное ощущение красоты повседневности и напоминает воздушные работы художников-импрессионистов.

Образ молоденькой девушки, внучки хозяйки, завершает гармоничную картину и расставляет новые акценты в ходе лирического сюжета. Истинная причина приподнятых интонаций – присутствие застенчивой героини. Оно же определяет очарование нехитрых предметов обстановки. Влюбленному герою кажутся необычно выразительными и прекрасными все бытовые детали, что окружают милую.

Мысль о скрытых психологических мотивах подтверждает эпизод борьбы лирического «я» за взгляд «любопытных глазок». Внучка, удивленная рассказами гостя, поднимает на него глаза. Это движение расценивается героем как «живая награда», оправдывающая долгое чаепитие.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах