Как писать стихи

«Детство» А. Плещеев


«Детство» Алексей Плещеев

Мне вспомнились детства далекие годы
И тот городок, где я рос,
Приходского храма угрюмые своды,
Вокруг него зелень берез.

Бывало, едва лишь вечерней прохладой
Повеет с соседних полей,
У этих берез, за церковной оградой,
Сойдется нас много детей.

И сам я не знаю, за что облюбили
Мы это местечко, но нам
Так милы дорожки заглохшие были,
Сирень, окружавшая храм.

Там долго веселый наш крик раздавался,
И не было играм конца;
Там матери нежный упрек забывался
И выговор строгий отца.

Мы птичек к себе приручали проворных,
И поняли скоро оне,
Что детской рукой рассыпаются зерна
Для них на церковном окне.

Мне вспомнились лица товарищей милых;
Куда вы девались, друзья?
Иные далеко, а те уж в могилах…
Рассеялась наша семья!

Один мне всех памятней: кротко
светились
Глаза его, был он не смел;
Когда мы, бывало, шумели, резвились,
Он молча в сторонке сидел.

И лишь улыбался, но доброго взора
С игравшей толпы не спускал.
Забитый, больной, он дружился не скоро,
Зато уж друзей не менял.

Двух лет сиротой он остался; призрела
Чужая семья бедняка.
Попреки, толчки он терпел то и дело,
Без слез не едал он куска.

Плохой он работник был в доме, но жадно
Читал всё и ночью и днем.
И что бы ни вычитал в книжках, так
складно,
Бывало, расскажет потом.

Расскажет, какие на свете есть страны,
Какие там звери в лесах,
Как тянутся в знойной степи караваны,
Как ловят акулу в морях.

Любили мы слушать его, и казался
Другим в те минуты он нам:
Нежданно огнем его взор загорался
И кровь приливала к щекам.

Он, добрый, голодному нищему брату
Отдать был последнее рад.
И часто дивился: зачем те богаты —
А эти без хлеба сидят?

Что сталось с тобою? Свела ли в могилу
Беднягу болезнь и нужда?
Иль их одолел ты, нашел в себе силу
Для честной борьбы и труда?

Быть может, пустился ты в дальние
страны
Свободы и счастья искать;
И всё ты увидел, что стало так рано
Ребяческий ум твой пленять.

Мне вспомнились лица товарищей милых;
Все, все разбрелись вы, друзья…
Иные далеко, а те уж в могилах;
Рассеялась наша семья!

А там, за оградой, всё так же сирени
Цветут, и опять вечеркам
Малютки на старой церковной ступени
Болтают, усевшись рядком.

Там долго их говор и смех раздаются,
И звонкие их голоски

Тогда лишь начнут затихать, как
зажгутся
В домах городских огоньки…

Анализ стихотворения Плещеева «Детство»

ема детства очень сильна в произведениях русской литературы XIX века. Многие известные писатели и поэты, например, И. З. Суриков, Л. Н. Толстой и другие, обращались к воспоминаниям об этой счастливой поре в своих произведениях. Особенно ярко звучит этот мотив в творчестве Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893).

«Детство» – такое простое название носит стихотворение, в котором лирический герой погружается в омут памяти. Оно написано в 1872 году, когда поэт был уже в зрелом возрасте. Видимо, поэтому, несмотря на детальность, с которой автор восстанавливает события прошлого, образы всё же смутны и проникнуты печалью.

Краски в произведении словно подёрнуты пеленой прожитых лет. Автор стремится сохранить яркость воспоминаний, рисуя с помощью эпитетов живые картины:
Приходского храма угрюмые своды,
Вокруг него зелень берёз.

«Заглохшие дорожки», «вечерняя прохлада» — такими словами поэт описывает окружающую его действительность в детстве. Всё это пронизано ощущением тепла, но в то же время эти милые сердцу образы словно отдаляются. Поэтому автор обращается к своим товарищам, задавая вопросы, которые останутся без ответов, и пытаясь удержать прошлое рядом:
Мне вспомнились лица товарищей милых;
Куда вы девались, друзья?
Иные далёко, а те уж в могилах…
Рассеялась наша семья!

После этих слов лирический герой принимается восстанавливать портрет своего товарища. Читатель может живо представить себе слабую тонкую фигурку ребёнка, одиноко сидящего в стороне, пока остальные дети развлекают себя активными играми. Этот малыш больше других дорог автору, поэтому уделяет описанию его личности такое значительное внимание – из 18 строф этому персонажу посвящены 7. На протяжении ещё двух поэт старается проследить его дальнейшую судьбу, используя многочисленные риторические вопросы:
Что сталось с тобою? Свела ли в могилу
Беднягу болезнь и нужда?

Затем, как бы завершая цикл, поэт повторяет:
Мне вспомнились лица товарищей милых;
Куда вы девались, друзья?
Иные далёко, а те уж в могилах…
Рассеялась наша семья!

Это четверостишие становится рубежом, за которым остаются и товарищи по играм, и кусты душистой сирени, и мягкий городской вечер.

Стихотворение написано амфибрахием, благодаря чему имеет плавный ритм. В нём использованы аллитерации – с помощью повторения мягких сонорных согласных автор вызывает чувство сопереживания, симпатии к маленьким героям: «малютки», «облюбили», «сирень», «весёлый».

Конечно, хотя это произведение и повествует о детстве, всё же ближе взрослым. Оно напоминает читателю о скоротечности жизни, о важности дружбы и о том, что, несмотря на удары судьбы, в памяти всегда можно обрести отдых, окунувшись в воспоминания о безмятежном детстве.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах