Как писать стихи

«Дождь (Гроза днём)» С. Маршак


«Дождь» Самуил Маршак

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.

Анализ стихотворения Маршака «Дождь»

Стихотворение «Дождь» открывает новую сторону поэтического таланта Самуила Яковлевича Маршака. Если большинству читателей Маршак известен преимущественно как детский поэт, то в этом произведении он предстает как искусный пейзажист. Подобно кинорежиссеру он запечатлевает мгновение реальности, чтобы читатель мог не только увидеть, но и услышать все, что происходит в природе.

Стихотворение «Дождь» также известно как «Гроза днем». Именно под таким названием оно впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Самуил Яковлевич представляется очень требовательным по отношению к себе человеком, ведь в каждом издании в поисках более точного эпитета он менял слова в тексте стихотворения. Так в первой публикации дождь оказывается «незримым», затем «нежданным», и только потом становится «пролетным».

Стихотворение состоит из двух строф, причем строки в них расположены неравномерно. Первая представляет собой терцет. Вторая строфа – состоит из семи строчек. Таким образом, схема стихотворения выглядит как aab cddceeb. Такая композиция не случайна. Автор рисует картину летней грозы, поэтому пауза в ритме стихотворения точно совпадает с мгновением тишины, которое наступает после раската грома.

Нужно отметить, что этот раскат читатель может явственно вообразить благодаря использованному приему аллитерации. В обеих строфах поэт ловко играет звуками, чтобы создать впечатление, будто дождь стучит прямо за окном, где бы читатель при этом не находился. В терцете повторяется согласные «г» и «р» – «голубому», «проехал», «грохот». Так и слышится, как рокочет в ясном небе.

Благодаря чередованию согласных «п», «с», «т», «к» («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам» и др.) легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя. Впечатление, будто барабанят капли, создается с помощью анафоры – несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом:
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам…

Картина, которую рисует в воображение стихотворение «Дождь», видится невероятно яркой. Автор сразу задает тон – голубое небо, сочная зелень, цветники и скамейки, перенося читателя в солнечный летний день. Радостного настроения не нарушит неведомо откуда налетевшая гроза. Думается, что это произведение стоит перечитывать именно в те моменты, когда неожиданно настигают невзгоды. Тогда жизнерадостные образы напомнят, что дождь скоро пройдет, и вновь настанут счастливые теплые дни.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах