Как писать стихи

«Дробится рваный цоколь монумента…» А.Твардовский


«Дробится рваный цоколь монумента…» Александр Твардовский

Дробится рваный цоколь монумента,
Взвывает сталь отбойных молотков.
Крутой раствор особого цемента
Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчета,
И так нагляден нынешний урок:
Чрезмерная о вечности забота —
Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,
Разъять их силой — выдать семь потов.
Чрезмерная забота о забвенье
Немалых тоже требует трудов.

Все, что на свете сделано руками,
Рукам под силу обратить на слом.
Но дело в том,
Что сам собою камень —
Он не бывает ни добром, ни злом.

Анализ стихотворения Твардовского «Дробится рваный цоколь монумента…»

О дате создания текста свидетельствует дневниковая запись: первоначальная редакция появилась 13 апреля 1962 г. В то время автор, который проходил курс лечения в Барвихинском санатории, стал свидетелем демонтажа бюста Сталина, стоявшего в близлежащем парке. Позднее поэт доработал концовки двух последних четверостиший, придав им философскую ироничность и выразительность.

Лирический герой наблюдает за нелегким трудом рабочих, занятых сносом памятника. Гремят отбойные молотки, превращая гладкий камень в «рваный», раздробленный. Бытовая сцена наталкивает субъекта речи на рассуждения о переменчивости политических и иных предпочтений.

Герой-наблюдатель подчеркнуто нейтрален, его образ напоминает мудреца, иронически относящегося к ежедневной суматохе не в меру энергичных потомков. Символом человеческой суеты выступает понятие «чрезмерной заботы», вектор которой может принимать противоположные направления.

Выполняя задачу сохранить на века, соотечественники позаботились о прочности монумента: пустили в дело прочный «крутой» раствор, который «намертво» скрепил камень. Затем наступило «время пересчета», и бывших кумиров следует предать забвению. Чтобы сломать крепкую постройку, придется приложить немало усилий. Иллюстрируя картину изнурительного физического труда, автор применяет просторечный фразеологизм.

Стремления возвеличивать и ниспровергать выглядят одинаково смешными, нелепыми в своем энтузиазме. Мораль поучительной сцены, «нынешнего урока», представлена двумя афоризмами, составляющими содержание концовки. Рано или поздно «неудобный» памятник сломают: разрушается все, что сделано человеческими руками. Однако монумент остается всего лишь камнем, если лишить его ассоциативной связи с исторической личностью, в честь которой он был возведен. Намеренно разрушая отношения символа и предмета, поэт демонстрирует бессмыслицу ситуации: лидеры, возглавившие борьбу с камнем, упустили из виду нематериальную сторону проблемы — воспоминания, для существования которых не нужны монументы.

Человеческая природа несовершенна, и ее попытки состязаться с вечностью абсурдны. Освещая тему краткости жизненного пути и ограниченности его возможностей, герой произведения «Посаженные дедом деревца…» избирает другой пример: символом бессмертия становятся деревья, истинные «ровесники века».

Метки:


Все права защищены © 2018 Пиши стихи правильно.