Как писать стихи

«Дурной сон» К.Бальмонт


«Дурной сон» Константин Бальмонт

Мне кажется, что я не покидал России,
И что не может быть в России перемен.
И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.
И множество волков. И ряд тюремных стен.

Грязь «Ревизора» в ней. Весь гоголевский ужас.
И Глеб Успенский жив. И всюду жив Щедрин.
Порой сверкнет пожар, внезапно обнаружась,
И снова пал к земле земли убогий сын.

Там за окном стоят. Подайте. Погорели.
У вас нежданный гость. То — голубой мундир.
Учтивый человек. Любезный в самом деле.
Из ваших дневников себе устроил пир.

И на сто верст идут неправда, тяжба, споры,
На тысячу — пошла обида и беда.
Жужжат напрасные, как мухи. разговоры.
И кровь течет не в счет. И слезы — как вода.

Анализ стихотворения Бальмонта «Дурной сон»

Предположительно, дата написания стихотворения «Дурной сон» — 1913 год, время, когда Константин Дмитриевич Бальмонт получил разрешение вернуться на родину после семи лет вынужденной эмиграции. Пятого мая поэта сошел с поезда к ожидающей его публике, но жандармы не позволили ему даже поприветствовать собравшихся. Вместо слов Константин Дмитриевич одарил толпу свежими ландышами. Выбор этот не случаен, ведь на языке цветов ландыш символизирует возвращение весны и счастья.

По-видимому, радость от возвращения домой не была долгой. За время отсутствия страна совсем не изменилась, и это сильно задело поэта. В ответ на окружающие события и вещи Бальмонт создал это полное горечи и протеста произведение. Название его как нельзя лучше отражает состояние автора – вся эмиграция была испытанием для него, но вот он очнулся от этого кошмара, но попал в очередной дурной сон.

Это произведение обличительное и жестокое. В нем поэт собрал все пороки и язвы, от которых страдает его любимая отчизна. Накануне отъезда Бальмонта из страны в воздухе уже витали перемены, будущее представлялось светлее настоящего, на него возлагались надежды. Тем горше по возвращении увидеть, что несмотря на ожидания, не изменилось ничего.

С помощью резких эпитетов и печально известных метафор Бальмонт бичует действительность. Вторая строфа стихотворения изобилует отсылками к авторам, которые еще раньше обращали внимание на острые социальные проблемы, но остались не воспринятыми всерьез. Не стесняясь, поэт употребляет крайне негативно окрашенные слова, не жалея никого: «гоголевский ужас», «земли убогий сын», «напрасные разговоры».

За символами зверей скрываются типажи, люди, из которых состоит это страшное и странное общество. Причем на один светлый образ голубя, мирной птицы, приходится два образа хищников – волки и змеи. Мудрые, но все же ядовитые животные.

Метафора «голубой мундир» указывает на цензуру в стране. Поражает, как точно поэт описывает этого персонажа:
У вас нежданный гость. То — голубой мундир.
Учтивый человек. Любезный в самом деле.

Это фрагмент третьего четверостишия произведения. В нем заключена кульминация действия. С одной стороны сцены, нарисованной хлестким слогом автора, стоят погорельцы. А с другой – человек в аккуратной форме тратит время и силы на чьи-то мемуары.

Вывод автор помещает в последнюю строфу. Буквально в нескольких словах он описывает состояние Родины, и это страшные слова – неправда, беда, кровь и слезы. Стихотворение заканчивается на такой печальной ноте, что не верится, что когда-нибудь наступит светлый миг. Этот пессимизм Бальмонт сохранит и дальше, продемонстрировав столь же неприглядные картины в более поздних работах, например, в сборнике «Марево».

Метки:


Все права защищены © 2018 Пиши стихи правильно.