Как писать стихи

«Два вечера» Ю. Друнина


«Два вечера» Юлия Друнина

Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел —
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
— Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
— Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах…
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..

Анализ стихотворения Друниной «Два вечера»

«Два вечера» – стихотворение-размышление, написанное Юлией Друниной в 1952 году. После окончания войны прошло уже семь лет, но память об этом времени, по-видимому, ещё свежа. Война расколола жизнь многих людей на части, и это противоречие между военной действительностью и мирными буднями поэтесса подвергает серьёзному анализу.

Словно живописец Юлия Владимировна умело рисует картину настоящего, чтобы сравнить её со сценами из прошлой жизни. Эти изображения являют собой удивительный контраст. Вот поэтесса описывает день сегодняшний:
Мы стояли у Москвы-реки,
Тёплый ветер платьем шелестел…

Перед мысленным взглядом читателя сразу предстаёт золотистый летний вечер. Спокойная молодая женщина в лёгком платье и элегантный мужчина наслаждаются чудесной погодой и обществом друг друга. Возможно, они гуляют и ведут светские разговоры, возможно, просто молчат и держатся за руки, оберегая в ладонях хрупкое тепло своих чувств. В воздухе разлиты ароматы цветов и отзвуки детского смеха. Если бы какой-нибудь художник взялся бы писать полотно по этому сюжету, то по колориту оно бы напоминало «Золотую осень» Исаака Левитана.

Но тут спутник лирической героини задаёт ей вопросы, которые словно машина времени, возвращают её в другое время и воссоздают совершенно иной пейзаж.
— Ну какой же из тебя
Солдат?
Как была ты, право,
На войне?

Уже в ходе этого монолога выстраиваются новые декорации. На глазах читателя героиня меняет свой облик, превращаясь из изящной дамы в солдата:
Я тебя представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!..

И вот уже вместо залитой вечерним солнцем набережной читатель видит бескрайние просторы, чёрную почву, изрытую окопами, израненную тысячами снарядов. С серых хмурых небес сыплет белая холодная пыль. Безрадостны цвета – грязно-коричневый истерзанной земли, болотно-зелёный простреленных истрепанных шинелей, цвета наступления, смерти, боли.

Таков мир войны, в который не верит собеседник героини из мирной жизни.

Точно так же, как и однополчанин из воспоминаний, который забыл, что существует лето, город, где женщины носят неудобную, но красивую одежду:
— Вот лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах…
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках…

Интересно, что частицы этих миров незаметно существуют друг в друге. Какой холодок чувствуется в словах спутника героини в первой картине:
На меня ты странно посмотрел —
Так порою на чужих глядят.

И каким теплом наполнены воспоминания о прошлом:
И сказал мне тихо
Дорогой,
На тебя похожий человек.

Таким образом, читателю становится понятно, что поэтесса вовсе не противопоставляет прошлое и настоящее, а тонко подмечает, что жизнь человека сложно устроена, поэтому нужно уметь ценить её и в благополучное время, и в пору лишений.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах