Как писать стихи

«Элегия (Издержки духа — выкрики ума…)» И. Бродский


«Элегия» Иосиф Бродский

Издержки духа — выкрики ума
и логика, — вы равно хороши,
когда опять белесая зима
бредет в полях безмолвнее души.

О чем тогда я думаю один,
зачем гляжу ей пристально вослед.
На этот раз декабрь предвосхитил
ее февральских оттепелей свет.

Какие предстоят нам холода.
Но, обогреты давностями, мы
не помним, как нисходят города
на тягостные выдохи зимы.

Безумные и злобные поля!
Безумна и безмерна тишина их.
То не покой, то темная земля
об облике ином напоминает.

Какой-то ужас в этой белизне.
И вижу я, что жизнь идет как вызов
бесславию, упавшему извне
на эту неосознанную близость.

Анализ стихотворения Бродского «Элегия»

Элегия, согласно принятому определению, – это лирическое произведение, содержащее результат глубокого осмысления какой-либо проблемы. «Элегия (Издержки духа – выкрики ума…)», написанная Иосифом Александровичем Бродским в 1960 году, полностью удовлетворяет такому определению. Это не просто печальное стихотворение, отражающее минутное настроение автора, а полноценное философское размышление о смене времён года и её влиянии на человеческую психику.

Главная тема произведения – наступление зимы. Представляется, что это биографическое стихотворение, поскольку автор говорит от первого лица и повествует о том, что на самом деле происходило в Ленинграде в декабре 1960 года. Во второй строфе мы встречаем такое описание зимней погоды:
На этот раз декабрь предвосхитил
её февральских оттепелей свет.

Тогда и правда царила неожиданно тёплая погода. Но, несмотря на неожиданную мягкость зимы, поэт всё равно не чувствует радости. Это только дети да неисправимые оптимисты наслаждаются падающим снегом, предвкушая стремительные полёты с ледяных гор и уютные новогодние празднества. Для автора же зима – это враг, для борьбы с которым он призывает на свою сторону логику и разум. Только убеждая себя в азбучных истинах о том, что холода не вечны, поэт может найти силы пережить это унылое время.

Для описания зимы поэт использует мрачные краски. Для него холодный сезон не сулит веселья и счастья, потому он изображает с помощью таких эпитетов, как «тёмная земля», «злобные поля». Показателен образ «белёсая зима». Не белоснежная, не волшебная, не чародейка и не матушка-зима, какой она была у А. С. Пушкина или Ф. И. Тютчева. И. А. Бродский тоже использует олицетворение, когда говорит о зиме:
О чём тогда я думаю один,
зачем гляжу ей пристально вослед.

Но в его произведении зима предстаёт безликой, безучастной стихией, которая способна погубить мир, похоронив всякий росток жизни под слоем льда и снега.

Иосиф Александрович упрекает человечество в том, что в своей беспечности оно забыло о том, что зима может быть жестокой. Интересен алогичный образ «нисходят города на тягостные выдохи зимы». Он демонстрирует, что восприятие поэта сильно отличается от мироощущения других людей.

Анафорой:
Безумные и злобные поля!
Безумна и безмерна тишина их.
подчёркивается негативное отношение поэта к зиме. Своим безмолвием она напоминает автору о смерти. Не зря в этой строфе приведена картина пустых полей, где «не покой, то тёмная земля об облике ином напоминает». Иносказательно автор указывает на образ кладбища. Потому-то в последней строфе Иосиф Александрович сравнивает жизнь с вызовом «бесславию, упавшему … на неосознанную близость». Думается, речь идёт о том, что именно зимой люди оказываются настолько близко к смерти, что проживание каждого дня кажется выигранным сражением.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах