Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Гаснет вечер, даль синеет…» И. Бунин

* * *

Гаснет вечер, даль синеет,
  Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
  Нива колосится!
Пахнет медом, зацветает
  Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
  Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
  Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
  В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце,
  Лишь закат краснеет…
Счастлив тот, кому зарею
  Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
  Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
  Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
  И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
  На степи широкой!

1892 г.

Анализ стихотворения Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»

Оптимистические интонации определяют особенности произведений, появившихся в полтавский период бунинской биографии. Жизнерадостного героя стихотворения «Бушует полая вода…» ошеломляют шум, запахи и краски наступающей весны: он замечает и журчание ручьев, и свежесть просыпающегося сада, и блеск луж.

Сходным настроением проникнуто произведение, написанное в 1892 г. Личность субъекта речи не типична для поэтики Бунина: фигура добросовестного труженика, находящего счастье в физической работе, восходит к образу знаменитого кольцовского сеятеля, которому «сладок отдых» на снопах, налитых зерном. Близость к народному песенному началу выявляется не только при помощи указанных аллюзий. Молодой поэт стремится продемонстрировать верность традициям и на формальном уровне, обращаясь к хореической строке и сочетая ее четырех– и трехстопные разновидности.

Картины летних вечера и ночи, представленные в тексте, начинает анафора. Определяя художественное время, она выполняет немаловажную идейную функцию, передает приподнятое настроение лирического «я», его поэтический взгляд на обыденные явления.

В начале первой строфы появляется ведущая характеристика художественного пространства – его безграничность. Окидывая взглядом бескрайние плодородные поля, герой испытывает спокойную радость, удовлетворение. Умиротворенное настроение поддерживается колористической гаммой: мягкие вечерние тени, синеющий горизонт, свет заходящего солнца. Живописной картине соответствуют акустические образы. В тишине, стоящей вокруг, слышны отдаленные звуки: колокольный звон из деревенской церкви и песня лесной кукушки. Автор упоминает и о приятных ароматах растений-медоносов, благодаря которым можно довольно точно указать художественное время текста – июль.

В пейзажной зарисовке второй части появляются новые акценты. Красная заря гаснет, уступая место звездам, свет которых определяется комплексом характеристик: кроткий, приветливый, тихий. Герой, оставшийся на ночевку в поле, ощущает дуновение теплого ветра.

Первую строфу завершает бодрый вывод о достойной и счастливой доле человека-труженика. Аналогичная мысль присутствует и в финале. Она дополняется развернутым пояснением, окрашенным более спокойной, размеренно-убаюкивающей интонацией: благосклонная природа помогает утомленному, но довольному результатами своего труда работнику погрузиться в спокойный сон.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах