Как писать стихи

«Голос памяти» А. Ахматова


«Голос памяти» Анна Ахматова

О. А. Глебовой-Судейкиной

Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?

Чайку ли на синей скатерти воды,
Или флорентийские сады?

Или парк огромный Царского Села,
Где тебе тревога путь пересекла?

Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?

Нет, я вижу стену только — и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.

Анализ стихотворения Ахматовой «Голос памяти»

На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения.

Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, — не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой поэт Всеволод Князев, влюбленный в талантливую актрису. Мрачный финал запутанной истории поразил столичную артистическую богему.

Ситуация неразделенной любви и смерти была знакома самой Ахматовой. За полтора года до гибели Князева по «романтическим причинам» застрелился ее поклонник Михаил Линдеберг. Два трагических события, по признанию Ахматовой, со временем слились в памяти в одну катастрофу и отразились в стихотворении «Высокие своды костела…» Тема найдет продолжение и развитие в «Поэме без героя», начатой автором в 1940 г.

«Голос памяти» построен в форме внутреннего диалога, предмет которого — «тусклое» подавленное настроение лирической героини. Вопросы о причинах тоски принадлежат образу Памяти, знаковому для творчества Ахматовой. Здесь Память выступает не в роли сурового и беспощадного судьи, а сострадательной подруги, которая пытается уменьшить душевное смятение героини.

Уточняющие вопросы, предлагаемые Памятью, имеют под собой конкретные события: итальянское путешествие поэтессы, царскосельские любительские спектакли, в которых принимал участие и юный Линдеберг. Кстати, по «флорентийским садам» прогуливалась и Глебова-Судейкина, которая отправилась во Флоренцию после гибели Князева.

Предпоследнее двустишие — кульминация психологического узора, сплетенного автором. Тщетны попытки забыть прошлое, оно врывается вновь, принося душевные терзания.

Заключительная строфа резко снижает степень внутреннего надрыва. «Простая и мудрая» жизнь лирической героини на лоне природы находит спасительный выход для мятущейся души: она обращает свой взор не в прошлое, а в настоящее. Вперед выходит актуальная для первых ахматовских сборников тема вечера — угасания и неясных предчувствий новых испытаний. Образ заката усугубляется неизменным ощущением ограниченности пространства, и лирическая героиня мирится с непреодолимостью этого препятствия.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах