Как писать стихи

«Голос в лесу» С. Маршак


«Голос в лесу» Самуил Маршак

Едва остановится дачный
У первой платформы лесной,
Вы слышите голос прозрачный,
Рожденный самой тишиной.

В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.

В двух звуках, кукушкой пропетых,
Не радость слышна, не печаль.
Она говорит нам, что где-то
Есть очень далекая даль.

Анализ стихотворения Маршака «Голос в лесу»

Поэт и драматург Самуил Яковлевич Маршак известен большинству читателей как автор сатирических фельетонов и детских стихотворений. Для некоторых может стать открытием, что в лирике этого поэта, неутомимого и оптимистичного в обыденной жизни, есть и грустные мотивы.

Именно таким настроением проникнуто произведение «Голос в лесу». Впервые оно появилось в «Литературной газете» в 1948 году. Первоначально оно называлось «На опушке» и входило в цикл «Из лесной книги». Затем оно печаталось под названиями «На пороге» и «На пороге леса». В книгу «Избранная лирика» стихотворение вошло уже под известным названием в измененном виде. Самуил Яковлевич снял последнюю строфу, которая звучала следующим образом:
У самой границы
Столицы
И первой опушки лесной
Зовет нас кукушка, зегзица, (устаревшее название кукушки)
С порога дубравы родной.

Даже без этой строфы, наполненной тоской по родному дому, стихотворение сохраняет минорный настрой. Речь в нем идет о пении всем знакомой птицы. В воображении рисуются образы: вот отъезжает электричка, пассажиры выходят на перрон и разбредаются по своим дачным участкам. Обыденная привычная картина. Но вот из глубины ближайшего лесочка слышится голос невзрачной птицы. Пение ее совсем не изысканное, но оно будит в душе какие-то особенные струны. И вот уже разум уносится куда-то в неведомые края.

Что это за призыв? О чем поет кукушка? Думается, под этим образом автор подразумевает глас самой природы. Не зря упоминается в начале первой строфы поезд, используется современное слово «платформа». Все это новое, созданное цивилизацией, противопоставлено природному – тишине, рассвету, незамысловатым сельским пейзажам. Простота подчеркивается фразой «В двух звуках, кукушкой пропетых…». Именно так говорит с нами природа, наши корни. Поэтому-то в удаленной строфе используется устаревшее название птицы. Этим подчеркивается единство природы и прошлого.

Представляется, что под «далекой далью» имеется в виду душевное стремление. Это особая ностальгия, тоска по детству, юности, когда человек был близок к простым вещам – полянам, деревьям, птицам, которые окружали его. Теперь же для того, чтобы воссоединиться с природой, человеку приходится преодолевать расстояния. Возможно поэтому в пении кукушки «не радость слышна, не печаль». То есть, современная жизнь ни плоха, ни хороша. Но душу отчего-то все же щемит.

Стихотворение «Голос в лесу» очень мелодичное. Автор использует аллитерации («н», «с», «ш», «л»), ассонансы (плавные «о», «а», «и»), чтобы наполнить строки звуками леса. Это произведение прекрасно передает чувства автора без экспрессивных приемов, поэтому неизменно трогает и заставляет задуматься.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах