Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтические рейтинги

Топ-5 – лучшие готические стихи

Готическая поэзия – одно из наиболее ярких литературных направлений, которое зародилось в среднеевропейской Европе, но до сих пор имеет своих приверженцев, как среди литераторов, так и среди читателей. В русской литературе к готике неоднократно обращались различные поэты, находя особое, мрачное очарование в философских темах жизни и смерти, любви и ненависти, наделяя мистическими свойствами людей, предметы и окружающую природу.

5 место. Одним из наиболее ярких готических произведений 19 века по праву считается стихотворение Василия Жуковского «Лесной царь», навеянное мифами и легендами, наполненное леденящим ужасом и неизбежностью того, что владыка рощ и дубрав должен непременно получить свою жертву – несмышленого младенца, которого он заманивает в свои владения, чтобы женить на одной из дочерей.

«Лесной царь» В.Жуковский

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.

4 место. Не менее загадочным и таинственным является стихотворение Александра Пушкина «Заклинание», в котором автор воспроизводит древний обряд воскрешения духов, вернуть свою возлюбленную. Мистика переплетается в этом произведении с безысходностью, так как автора и предмет его обожания разделяет непреодолимая преграда, именуемая смертью. Однако, поддавшись соблазну, поэт все же находит способ встретиться с той, которая уже покинула этот мир. Хотя Пушкин и высказывает вполне естественные сомнения, что способность мертвых покидать свои могилы в полнолуние является всего лишь красивой и зловещей легендой, он готов прибегнуть к этому способу, чтобы еще раз встретиться с избранницей и поведать ей о своих чувствах, чего не успел сделать при жизни.

«Заклинание» А.Пушкин

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы –
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальная звезда,
Как легкой звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне всё равно, сюда! сюда!..

Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь… но тоскуя
Хочу сказать, что всё люблю я,
Что всё я твой: сюда, сюда!

3 место. Расцвет русской готической поэзии пришелся на начало 20 века, подарив миру множество волнующих и величественных в своей мистической красоте произведений. Одним из них является стихотворение Дмитрия Мережковского «Темный ангел», который ассоциируется у автора с одиночеством – вечным спутником поэтов. Мережковский отмечает, что темный ангел сопровождает его с самого рождения, и останется с ним даже после смерти, в отличие от тех, кого автор считал своими друзьями.

«Темный ангел» Д.Мережковский

О темный ангел одиночества,
Ты веешь вновь,
И шепчешь вновь свои пророчества:
‘Не верь в любовь.

Узнал ли голос мой таинственный?
О, милый мой,
Я – ангел детства, друг единственный,
Всегда – с тобой.

Мой взор глубок, хотя не радостен,
Но не горюй:
Он будет холоден и сладостен,
Мой поцелуй.

Он веет вечною разлукою, –
И в тишине
Тебя, как мать, я убаюкаю:
Ко мне, ко мне!’

И совершаются пророчества:
Темно вокруг.
О, страшный ангел одиночества,
Последний друг,

Полны могильной безмятежностью
Твои шаги.
Кого люблю с бессмертной нежностью,
И те – враги!

2 место. Еще более пронзительные и наполненные мистическим ужасом строки посвятил смерти поэт Александр Блок, наделив в своем стихотворении «И опять снега» качеством потустороннего существа обычную снежную бурю. Она строит и разрушает снежные кресты, обещая неминуемую гибель каждому, кто попадет в ее холодные объятья. И при этом неважно, где будет застигнут путник снежной стихией – в поле, в городе или же на море. Она все равно получит свою ледяную жертву, которой предстоит стать символом искупления человеческих грехов.

«И опять снега» А.Блок

И опять, опять снега
Замели следы…
Над пустыней снежных мест
Дремлют две звезды.
И поют, поют рога.
Над парами злой воды
Вьюга строит белый крест,
Рассыпает снежный крест,
Одинокий смерч.
И вдали, вдали, вдали,
Между небом и землей
Веселится смерть.
И за тучей снеговой
Задремали корабли –
Опрокинутые в твердь
Станы снежных мачт.
И в полях гуляет смерть –
Снеговой трубач…
И вздымает вьюга смерч,
Строит белый, снежный крест,
Заметает твердь…
Разрушает снежный крест
И бежит от снежных мест…
И опять глядится смерть
С беззакатных звезд…

1 место. Однако наиболее ярким готическим произведением первой половины 20 века по праву считается стихотворение Осипа Мандельштама «Концерт на вокзале», в котором он попытался объединить два мира – реальный и потусторонний. Причем, обычный вокзал, который он видит чуть ли не каждый день, представляется ему убогим, грязным и кишащим червями. Тогда как другой мир, который по всем канонам жанра, должен быть мрачным и пугающим, видится автором «весь в музыке и пени». Связующим звеном между мирами в этом произведении является поезд, на который поэт опоздал, и теперь безумно сожалеет о том, что не успел вскочить в последний вагон, который бы увез его «на звучный пир в элизиум туманный».

«Концерт на вокзале» О.Мандельштам

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами,
Дрожит вокзал от пенья Аонид,
И снова, паровозными свистками
Разорванный, скрипичный воздух слит.

Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.
Железный мир опять заворожен.
На звучный пир в элизиум туманный
Торжественно уносится вагон:
Павлиний крик и рокот фортепьянный.
Я опоздал. Мне страшно. Это – сон.

И я вхожу в стеклянный лес вокзала,
Скрипичный строй в смятеньи и слезах.
Ночного хора дикое начало
И запах роз в гниющих парниках –
Где под стеклянным небом ночевала
Родная тень в кочующих толпах…

И мнится мне: весь в музыке и пене,
Железный мир так нищенски дрожит.
В стеклянные я упираюсь сени.
Горячий пар зрачки смычков слепит.
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!


Смотри также:





pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах