Как писать стихи

«Хороший день» С. Маршак


«Хороший день» Самуил Маршак

Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у паны
Выходной.
Не ушел
Сегодня
Папа.
Значит,
Будет он со мной.

Что мы нынче
Делать будем?
Это вместе
Мы обсудим.
Сяду к папе
На кровать —
Станем вместе
Обсуждать.

Не поехать ли
Сегодня
В ботанический музей?
Не созвать ли нам
Сегодня
Всех знакомых и друзей?

Не отдать ли
В мастерскую
Безголового коня?
Не купить ли нам
Морскую
Черепаху для меня?

Или можно
Сделать змея
Из бумажного листа,
Если есть
Немного клея
И мочалка
Для хвоста.

Понесется змей гремучий
Выше
Крыши,
Выше тучи!..

— А пока, —
Сказала мать, —
Не пора ли
Вам вставать?..

— Хорошо! Сейчас встаем! —
Отвечали мы вдвоем.

Мы одеты
И обуты.
Мы побрились
В две минуты.
(Что касается
Бритья —
Брился папа,
А не я!)

Мы постель убрали сами.
Вместе с мамой пили чай.
А потом сказали маме:
— До свиданья! Не скучай!

Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Из открытого окна
Вся Садовая видна.

Мчатся стаями «Победы»,
«Москвичи», велосипеды.
Едет с почтой почтальон.

Вот машина голубая
Разъезжает, поливая
Мостовую с двух сторон.

Из троллейбуса
Я вылез,
Папа выпрыгнул за мной.

А потом
Мы прокатились
На машине легковой.

А потом
В метро спустились
И помчались
Под Москвой.

А потом
Стреляли в тире
В леопарда
Десять раз:
Папа — шесть,
А я — четыре:
В брюхо,
В ухо,
В лоб
И в глаз!

Голубое,
Голубое,
Голубое
В этот день
Было небо над Москвою,
И в садах цвела сирень.

Мы прошлись
По зоопарку.
Там кормили сторожа
Крокодила
И цесарку,
Антилопу
И моржа.

Сторожа
Давали свеклу
Двум
Задумчивым
Слонам.
А в бассейне
Что-то мокло…
Это был гиппопотам!

Покатался я
На пони, —
Это маленькие
Кони.
Ездил прямо
И кругом,
В таратайке
И верхом.

Мне и папе
Стало жарко.
Мы растаяли, как воск.
За оградой зоопарка
Отыскали мы киоск.

Из серебряного крана
С шумом
Брызнуло ситро.
Мне досталось
Полстакана,
А хотелось бы —
Ведро!

Мы вернулись
На трамвае,
Привезли домой
Сирень.

Шли по лестнице,
Хромая, —
Так устали
В этот день!

Я нажал звонок знакомый —
Он ответил мне, звеня,
И затих…
Как тихо дома,
Если дома нет меня!

Анализ стихотворения Маршака «Хороший день»

Самуил Яковлевич Маршак заслуженно считается одним из лучших детских поэтом. Несмотря на то, что сюжеты его произведений часто отражают действительность совсем другой исторической эпохи, но по смысловому и эмоциональному содержанию они остаются актуальными и для современности.

Стихотворение «Хороший день» является замечательным примером того, что добрая детская поэзия может быть не только развлекательно-веселой, но и иметь высокую воспитательную ценность. Помещенное в 1941 году в журнале «Мурзилка» вместе с яркими рисунками Елены Афанасьевой оно вызывало немалый интерес среди детей и родителей.

О чем это стихотворение? В центре внимания необыкновенный день обычного советского ребенка. Необыкновенный – потому что у родителей выходной, и теперь папа, которого малыш мало видит по будням, будет весь в его распоряжении. Мальчик и его отец многое успеют сделать и повидать. Героям предстоит настолько активный день, что они даже устанут от своих приключений.

Самуил Яковлевич точно передает манеру речи и настроение ребенка, от лица которого ведется повествование. В стихотворении почти не встречаются длинные «умные» слова. Текст наполнен действием, за которое отвечают многочисленные глаголы, ведь детям несвойственно разговаривать мудреным канцеляритом. В нем много местоимений, восклицаний. Стихотворение оживляется диалогами между персонажами. Реалистичности придают анафоры:
А потом
Мы прокатились…
А потом
В метро спустились…

Встречаются в тексте рефрены («голубое, голубое, голубое в этот день…») и перечисления, построенные именно так, как обычно организуют фразу дети, когда описывают свои впечатления («…ежа, антилопу и цесарку, крокодила и моржа»).

Подробно описывая различные события, автор развивает мысль о месте ребенка во взрослом мире. Конечно, маленькие читатели не будут анализировать стихотворение именно таким образом, однако посредством таких стихов в их сознании будет формироваться определенный порядок. На примере героя ребенок может учиться организовывать свой день, составляя планы:
Не поехать ли
Сегодня
В ботанический
Музей?

Автор не зря освещает такие будничные действия, как подъем с кровати и умывание, ведь правильные привычки очень важны для детей. Рисуя образ любознательного ребенка, поэт создает хороший пример для подражания. А наблюдая за героем, который активно осваивает различные достижения прогресса – автомобиль, метро и прочее (не стоит забывать, что «Хороший день» написан в первой половине XX века), юный читатель начнет понимать, что мир открыт и для него.

Таким образом, за кажущейся простотой повествования скрывается глубокая педагогическая идея, которая остается актуальной и сегодня.

Метки:


Все права защищены © 2018 Пиши стихи правильно.