Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Художник» И. Бунин

Хрустя по серой гальке, он прошел
Покатый сад, взглянул по водоемам,
Сел на скамью… За новым белым домом
Хребет Яйлы и близок и тяжел.

Томясь от зноя, грифельный журавль
Стоит в кусте. Опущена косица,
Нога – как трость… Он говорит: «Что, птица?
Недурно бы на Волгу, в Ярославль!»

Он, улыбаясь, думает о том,
Как будут выносить его – как сизы
На жарком солнце траурные ризы,
Как желт огонь, как бел на синем дом.

«С крыльца с кадилом сходит толстый поп,
Выводит хор… Журавль, пугаясь хора,
Защелкает, взовьется от забора –
И ну плясать и стукать клювом в гроб!»

В груди першит. С шоссе несется пыль,
Горячая, особенно сухая.
Он снял пенсне и думает, перхая:
«Да-с, водевиль… Все прочее есть гиль».

1908 г.

Анализ стихотворения Бунина «Художник»

Что обычно вспоминается, когда в разговоре звучит имя И. А. Бунина? Верно, его знаменитая лирика, наполненная живыми изображениями русской природы. Однако пейзажи в стихах – это не всё, на что был способен Бунин как поэт. Его перу принадлежат и выразительные строки, передающие характер и внешность известных личностей. Одним из таких произведений является стихотворение «Художник», написанное в 1908 году.

Это лаконичное (всего 5 строф) стихотворение представляет собой портрет знаменитого русского писателя А. П. Чехова. Место действия – сад при усадьбе Чехова в Ялте, где Иван Алексеевич часто бывал. В тексте произведения есть указание на этот гостеприимный дом, из которого был виден горный массив Ялтинская яйла:
… За новым белым домом
Хребет Яйлы и близок и тяжёл.

Строки «Художника» показывают, что автор стихотворения хорошо знал того, кто представлен в качестве лирического героя. Сам Иван Алексеевич выступает в роли рассказчика, который следит за своим персонажем и подмечает мельчайшие изменения в его внешнем виде. Поэт так внимателен, что от него не укрывается даже направление взгляда героя:
Хрустя по серой гальке, он прошёл
Покатый сад, взглянул по водоёмам…
…Он говорит: «Что, птица?
Недурно бы на Волгу, в Ярославль!»

Автор читает по выражению лица персонажа его сокровенные мысли:
Он, улыбаясь, думает о том,
Как будут выносить его…

Пусть эти размышления не покажутся читателю странными, ведь известно, что Антон Павлович с юмором относился ко всему на свете. Даже смерть не пугала его, а наоборот, была предметом иронического осмысления и даже подшучивания. Поэтому лирический герой в финале стихотворения изрекает: «Да-с, водевиль… Всё прочее есть гиль».

Здесь угадывается аллюзия на выражение «весь мир театр». То есть, ни к чему в жизни не стоит относиться серьёзно, ведь всё есть «гиль» – вздор, мелочь.

Потому мы находим в тексте такие подробные описания воображаемых похорон лирического героя. Поэт использует яркие детали («толстый поп», «жёлт огонь» и др.), какие вполне могли бы содержаться в работах самого Чехова. Особенно показателен образ испуганного журавля, который садится на крышку гроба и принимается стучать по ней клювом.

Оригинален способ, с помощью которого автор описывает внешность своего героя. Мы не встречаем в тексте прямых указаний на черты лица или особенности фигуры персонажа, но по мелким деталям можем собрать образ воедино. Вот, например, выражение «покатый сад». Думается, что оно служит метафорой, ведь известно, что у Антона Павловича действительно были узкие покатые плечи. Аутентичности образу добавляет извечное чеховское пенсне и трость.

В стихотворении «Художник» Иван Алексеевич показал себя не только талантливым поэтом, но и внимательным наблюдателем. Ему удалось ухватить особенности внешности своего друга, передать его образ мыслей в оригинальных, по-чеховски лаконичных образах.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах