Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Из газет» А. Блок

Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.

Коля проснулся. Радостно вздохнул,
Голубому сну еще рад наяву.
Прокатился и замер стеклянный гул:
Звенящая дверь хлопнула внизу.

Прошли часы. Приходил человек
С оловянной бляхой на теплой шапке.
Стучал и дожидался у двери человек.
Никто не открыл. Играли в прятки.

Были веселые морозные Святки.

Прятали мамин красный платок.
В платке уходила она по утрам.
Сегодня оставила дома платок:
Дети прятали его по углам.

Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.

Дети прислушались. Отворили двери.
Толстая соседка принесла им щей.
Сказала: «Кушайте». Встала на колени
И, кланяясь, как мама, крестила детей.

Мамочке не больно, розовые детки.
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не могла…

Мамочке хорошо. Мама умерла.

27 декабря 1903 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Распутья» (1902–1904).

Анализ стихотворения Блока «Из газет»

В поэтической книге «Распутья» проявилась характерная черта блоковской лирики – ее социальная чуткость. Безрадостный мир, в котором изнуряющий труд не гарантирует достойного существования, лишен любви и сердечного участия. Мучительные диссонансы современности исполнены тревожных предчувствий.

Стихотворение «Из газет», появившееся в 1903 г., – своеобразный отзвук городской криминальной хроники. Форма произведения несет в себе стилевые черты, характерные для прессы: угловатость обрывистых формулировок, подчеркнутую беспристрастность лирического «я», отсутствие музыкального начала, присущего поэтике Блока.

Предметом произведения стала одна из повседневных трагедий – самоубийство молодой женщины. Об ужасном случае не говорится напрямую, информация о несчастье собирается при помощи деталей, фраз и мыслей, носителями которых выступают разные персонажи.

Основная часть лирического повествования дана с упрощенной, детской точки зрения, что придает особенную трагичность изображенной жизненной ситуации. Что делали ребята в погожий зимний день, в «веселые морозные Святки»? Проснулись, вспоминая «радостный сон». Услышав, что мать, как обычно, ушла на работу, принялись играть. Основной забавой становятся прятки: сначала прячутся от незнакомого господина «с оловянной бляхой» на зимнем головном уборе, очевидно, полицейского. Затем дети начинают прятать мамин «красный платок», именно сегодня оставленный хозяйкой. Весь день проходит в играх.

Когда сгустились сумерки, ребята стали чаще подбегать к двери, ожидая возвращения родительницы. Этим объясняется возникновение комплекса звуковых образов: шаги на лестнице и голос, считающий ступени, плач и стук в дверь. Пришла сердобольная женщина, «толстая соседка». Именно она сообщает детям о смерти матери. Последние строки являются перефразированной речью соседки: сообщая страшную весть, она попутно пытается утешить «розовых деток», находя «положительные» стороны в произошедшем.

Финальный оксюморон, сообщающий о «хорошей» смерти, завершает недосказанную повесть о несчастной, сломленной судьбой героине. Чудовищный смысл заключительной фразы передает ужас жизни, оказавшейся хуже добровольной смерти. Не в силах бороться за выживание, женщина сделала страшный выбор, который обрек детей на сиротство. Непоправимый греховный шаг совершил человек верующий: желание покончить с земными мучениями пересилило и любовь к детям, и наказы христианских заповедей.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах