Как писать стихи

«Избранный» К. Бальмонт


«Избранный» Константин Бальмонт

О, да, я Избранный, я Мудрый, Посвященный,
Сын Солнца, я — поэт, сын разума, я — царь.
Но предки за спиной, и дух мой искаженный —
Татуированный своим отцом дикарь.
Узоры пестрые прорезаны глубоко.
Хочу их смыть: Нельзя. Ум шепчет: «Перестань…»
И, с диким бешенством, я в омуты порока
Бросаюсь радостно, как хищный зверь на лань.
Но, рынку дань отдав, его божбе и давкам,
Я снова чувствую всю близость к Божеству.
Кого-то раздробив тяжелым томагавком,
Я мной убитого с отчаяньем зову.

Анализ стихотворения Бальмонта «Избранный»

Одно из тех стихотворений, которые Валерий Брюсов назвал удивительными, называется «Избранный». Оно впервые появилось в журнале «Жизнь» в номере 11 от 1899 года. В нем не было характерных для более позднего Бальмонта больших букв в значимых словах, оно не делилось на строфы. Иногда в печати и сборниках оно появлялось даже без заглавия.

Стихотворение это помещается в цикле «Страна неволи» из сборника «Горящие здания», куда в основном вошли автобиографические произведения. «Страна неволи» повествует о тех темных глубинах души поэта, где скрыты его недостатки, пороки, тайные дикие инстинкты. «Избранный» как раз раскрывает такие стороны натуры лирического героя, от лица которого говорит автор.

В этом произведении Бальмонт рассуждает о двойственности, противоречивости личности Поэта. С одной стороны, этот герой – наделенный божественным даром любимец небес, он увлекает людей музыкой и чудесными идеями, воплощенными в слове:
О да, я Избранный, я Мудрый, Посвященный,
Сын Солнца, я – поэт, сын разума, я – царь.

С другой стороны, герой признает, что он и человек тоже. Причем человеческая его часть грубая и порой жестокая. В стихотворении автор рассказывает о том, как ведет себя герой, когда эта дикая необузданная его сторона берет верх:
Кого-то раздробив тяжелым томагавком
Я мной убитого с отчаяньем зову.

Однако эти пугающие образы не стоит воспринимать прямо, они являются метафорой поведения поэта в обществе. Описанные ужасы происходят в сознании автора, который печалится не о реальных жертвах, а о собственных нравственных стремлениях. Именно своими добродетелями жертвует автор, следуя на поводу у страстей, которые ему внушает окружение. Он сознается во второй строфе:
И, с диким бешенством, я в омуты порока
Бросаюсь радостно, как хищный зверь на лань.

Третья строфа раскрывает завесу тайны над тем, что же на самом деле имеется в виду:
Но, рынку дань отдав, его божбе и давкам…

Представляется, что этим автор хочет сказать, что часто ему приходится творить на заказ, на потеху толпе. Возможно также, что, говоря об убийстве, поэт намекает на жестокие сатирические стихотворения, направленные против кого-то, кто этого не заслужил. Такое творчество вызывает у героя отвращение, поэтому-то он и старается смыть как татуировки с кожи клеймо стихоплета. Но поскольку это приносит средства для пропитания, то ему приходится прибегать к такой работе невзирая на отторжение.

Стихотворение обрывается после третьей строфы, оставляя героя скорбеть над очередной жертвой. Поэт не видит выхода из этого замкнутого круга, поэтому не подводит никакого итога.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах