Как писать стихи

«К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)» А. Пушкин


«К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)» Александр Пушкин

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди забав я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой —
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно…

Анализ стихотворения Пушкина «К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)»

В 1816 году из Европы в Россию вернулась княгиня Авдотья Ивановна Голицына. Ее салон пользовался необыкновенной популярностью в Санкт-Петербурге. Хозяйка отличалась красотой и эксцентричным поведением. Гостей она всегда собирала не раньше десяти часов вечера, за что получила прозвище «княгини полуночи». Странность эта появилась у Голицыной после предсказания известной гадалки Ленорман. Согласно ее словам, Авдотье Ивановне суждено было умереть ночью. В салон княгини приезжали многие знаменитости того времени. Среди них – Карамзин, Батюшков, Жуковский. Они вели непринужденные беседы на различные темы. Хозяйка принимала именитых гостей в одеяниях, похожих на древнеримские. В период с 1817 по 1820 год Голицыну часто навещал Пушкин. По свидетельству Карамзина, Александр Сергеевич был пылко влюблен в Авдотью Ивановну. Ей он посвятил несколько стихотворений. В частности, речь идет об элегии «К ***», датированной 1817-м.

Лирический герой анализируемого произведения рассуждает о недолговечности счастья в человеческой жизни. Его слова проникнуты глубоким разочарованием. Кажется, ничто не способно принести ему радость. Даже любовь не может выступить в качестве панацеи. Герой утверждает, что больше никого не назовет милой. Вероятно, он пребывает в состоянии сильнейшей депрессии. Стихотворение проникнуто безысходностью. В финале читателей ждет совсем безрадостный вывод:
…От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно…
К элегии Пушкин обратился в 1816 году, следуя за Жуковским. Александр Сергеевич разрабатывал темы, характерные для жанра, — неразделенной любви, уходящей молодости, постепенного угасания души. В рассматриваемом тексте присутствуют вариации этих мотивов. Любовь оказывается невозможной, юность прошла, оставив после себя лишь уныние, душа практически мертва, так как потеряна способность радоваться жизни.

Элегия «К ***» еще при жизни Пушкина превратилась в романс. Впоследствии к ней не раз обращались композиторы – Даргомыжский, Шусер, Гречанинов, Калинников. Одна из наиболее популярных сегодня версий принадлежит Исааку Иосифовичу Шварцу, автору музыки ко многим известным фильмам. В их числе – «Звезда пленительного счастья» и «Белое солнце пустыни». Его романс «Не спрашивай, зачем унылой думой…» впервые также прозвучал в кино. Это была картина «Станционный смотритель», вышедшая на экраны в 1972 году.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах