Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Как неожиданно и ярко…» Ф. Тютчев

* * *

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

5 августа 1865 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги – предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах