Как писать стихи

«Кукушка» Е. Благинина


«Кукушка» Елена Благинина

Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку —
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:

«Ку-ку!»

То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое

«Ку-ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю

«Ку-ку, ку-ку!»

Анализ стихотворения Благининой «Кукушка»

Многие современные читатели выросли на произведениях Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). Наверное, каждому ребёнку читали её знаменитые стихи «Голышок-малышок», «Вот какая мама!», «Гори-гори ясно!» и «Посидим в тишине». Перу поэтессы принадлежат трогательные и добрые стишки не только для самых маленьких, но и для подрастающих деток. Например, произведение «Кукушка» будет интересно тем ребятам, которые уже пошли в школу.

В этом стихотворении автор рисует нехитрую картинку: душистый хвойный лесок, ласковый летний ветер, лирический герой лежит на мягкой травке и слушает песню кукушки. «Кукушка» легко переносит самого читателя в солнечный летний полдень и позволяет ему своими ушами услышать все те звуки, которыми богат русский лес. Этот эффект возможен благодаря игре звуков, достигнутой с помощью особой поэтической фонетики и таких приёмов, как аллитерация и эпифора.

Основной способ, который использует поэтесса, — это эпифора. Каждое из трёх четверостиший завершается подражанием голосу кукушки – «Ку-ку!». В последней строфе выражение удваивается, чтобы совпал размер строчек. Четырёхстопный ямб вносит в стихотворение мягкую ритмичность.

Кроме прямого включения звуков в текст произведения поэтесса наполняет его шелестом ветвей и шёпотом травы, повторяя потрескивающие сочетания согласных «ст», «ск» — «простосердечный», «стать», «леску»; отзвуками эха («это», «то», «лето», «где-то»): «То близко, то далёко где-то…»

Цветовая палитра стихотворения отличается мягкими пастельными красками. Действие происходит летом, а лирический герой ищет отдыха и тени под деревом, то есть, читатель может догадаться, что день довольно жаркий. Поэтесса упоминает запахи: «Чуть пахнет перегретой смолкой.»

Значит, солнце стоит высоко и ярко освещает всё вокруг, раз даже капли смолы подтаяли и начали источать хвойный аромат. Но, несмотря на сияние небесного светила, цвета окружающей природы приглушены. Словно сонное марево размывает очертания и краски предметов:
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку…

Лето, как отмечает автор, не пылает и сверкает, а мягко распускается как нежный цветок:
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку-ку!»

В этом произведении есть всё, чтобы перенести воображение юного читателя в атмосферу солнечного тягучего летнего дня. Оно наполнено голосами птиц и пением ветерка, можно вдохнуть его запах, увидеть мысленным взором милый сердцу родной пейзаж.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах