Как писать стихи

«Лиле» А. Пушкин


«Лиле» Александр Пушкин

Лила, Лила! я страдаю
Безотрадною тоской,
Я томлюсь, я умираю,
Гасну пламенной душой;
Но любовь моя напрасна:
Ты смеешься надо мной.
Смейся, Лила: ты прекрасна
И бесчувственной красой.

Анализ стихотворения Пушкина «Лиле»

Анакреонтический мир произведений молодого Пушкина прекрасен и оптимистичен. Талантливый певец проводит время в кругу преданных и жизнерадостных друзей. Пир сопровождается приятной беседой, одна из основных тем которой — любовь. Горячее, хоть и быстротечное чувство связано с образами условных героинь, вечно юных прелестниц. Очаровательная Лила появляется в «Фавне и пастушке». Любовные приключения составляют суть жизненного пути героини: в зачине перед читателем предстает пятнадцатилетняя красавица, томимая страстью, в концовке — опытная кокетка, предчувствующая скорую старость.

Лила — адресат стихотворного посвящения, окончательная редакция которого обозначена 1819 г. В первых строках содержится описание, как воздействует любовное переживание на субъекта речи. Комплекс однородных сказуемых, состоящий из четырех примеров, призван передать угнетенное состояние несчастливого поклонника. Острые муки провоцируют тоску, апатию, угасание пылкой души.

Безутешный персонаж приходит к печальному выводу: у безответной любви-страдания нет будущего. Попытки объясниться вызывают лишь насмешки. Скорбному изображению унылого героя противопоставлен портрет беззаботной красавицы, пренебрегающей пылким возлюбленным. Ситуация намеренно условна, лишена психологической глубины: поэт не считает нужным конкретизировать причины, по которым неподходящий кавалер был отвергнут.

В последнем двустишии возникает неожиданное решение, выводящее ситуацию из драматического конфликта, причем инициатором развязки становится субъект речи. Он прощает строптивую Лилу, признавая за ней право самостоятельного выбора партнера.

В финальной строке изменяется позиция лирического «я»: герой будто смотрит на предмет обожания со стороны. Красота адресата получает эпитет «бесчувственная» — холодная, безразличная, эгоистичная, подобная совершенным формам античной статуи.

Отказ от любви, к которому быстро пришел пушкинский герой, соответствует духу анакреонтического учения. Последнее трактует высокое чувство как череду мимолетных увлечений, пленительных минут, сила которых рассеивается без следа.

Прекрасная героиня появляется в произведении «Слово милой», где она предстает в роли певицы. Чарующий голос может вызвать слезы на глазах у слушателей, но не способен заставить преданного героя забыть свою возлюбленную.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах