Как писать стихи

«Месяц задумчивый, полночь глубокая…» И. Бунин


«Месяц задумчивый, полночь глубокая…» Иван Бунин

Месяц задумчивый, полночь глубокая…
Хутор в степи одинок…
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тепел ночной ветерок.
Желтые ржи, далеко озаренные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет — они, полусонные,
Колосом спелым шуршат.
Ветер повеет — и в тучку скрывается
Полного месяца круг;
Медленно в мягкую тень погружается
Ближнее поле и луг.
Зыблется пепельный сумрак над нивами,
А над далекой межой
Свет из-за тучек бежит переливами —
Яркою, желтой волной.
И сновиденьем, волшебною сказкою
Кажется ночь,- и смущен
Ночи июльской тревожною ласкою
Сладкий предутренний сон…

Анализ стихотворения Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая…»

И. А. Бунин написал стихотворение «Месяц задумчивый, полночь глубокая…» предположительно в 1886 году. Впервые оно было напечатано в журнале «Южное обозрение» в 1898 году под заголовком «В июле».

Прежде чем перейти к анализу образов, рассмотрим композицию стихотворения. Произведение написано одной строфой без разделения на четверостишия. Стихотворный размер – предположительно амфибрахий. Рифма в строках перекрёстная (abab) с чередованием мужских и женских окончаний. Все эти свойства типичны для многочисленных произведений русской поэзии. Что же делает «Месяц задумчивый…» уникальным?

Исключительность этого стихотворения заключается в его настроении. С первых же строк читатель погружается в атмосферу ласковой летней ночи. Текст произведения буквально пропитан нежностью. Описывая детали пейзажа, поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Автор говорит не «туча», «ветер», а «тучка», «ночной ветерок». Мы понимаем, что речь идёт не о грозных стихиях, а о неопасных, знакомых с детства явлениях. В этих сентиментальных оборотах проявляется искренняя любовь юного поэта к родной природе.

Это ощущение близости подчёркивается с помощью анафоры.
Ветер повеет — они, полусонные,
Колосом спелым шуршат.
Ветер повеет — и в тучку скрывается
Полного месяца круг…

Благодаря повторению создаётся уверенность, что автору напёред известно, что произойдёт в следующее мгновение.

Особое трепетное отношение Ивана Алексеевича к родной земле выражается также в использовании олицетворения. Применительно к некоторым явлениям поэт употребляет такие эпитеты, которые придают неживым вещам черты одушевленных существ. Например, автор называет месяц задумчивым, а «предутренний сон» оказывается смущённым.

Любопытно, как поэт формулирует фразу, которая характеризует образ ржаных колосьев. Он применяет выражение «жёлтые ржи», хотя правильнее сказать «жёлтая рожь». Множественное число показывает, что Иван Алексеевич думает о ржи как о целом море отдельных колосков, а не как о простом поле, засеянном одним растением. Он так и говорит – «они полусонные», как будто каждый стебелёк – это особое создание, обладающее собственной душой.

Расслабленная атмосфера поддерживается с помощью эпитетов. Поэт использует такие выражения, как «в мягкую тень», «пепельный сумрак», «июльской тревожною ласкою», «волшебною сказкою», «сладкий предутренний сон». Все эти фразы настраивают на безмятежный, мирный лад. Кроме того, в них постоянно встречаются мягкие согласные («л’», «м’», «н’»), которые также придают строкам спокойствие и нежность. Всё это делает тон стихотворения успокаивающим, напоминающим сказку.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах