Как писать стихи

«Мне грустно на тебя смотреть…» С. Есенин


«Мне грустно на тебя смотреть…» Сергей Есенин

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»

В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с первого взгляда. Интересно, что их роман носил сугубо платонический характер. Согласно воспоминаниям Миклашевской, они даже никогда не целовались. Актрисе поэт посвятил свои самые проникновенные и нежные стихотворения, объединенные в цикл «Любовь хулигана». Серия из семи произведений, написанных во второй половине 1923 года, вошла в сборник «Москва кабацкая». Главные мотивы цикла – отказ от прежней разгульной жизни, отречение от пьянства, хулиганства. Лирический герой готов расстаться с привычками прошлого ради обожаемой женщины. «Любовь хулигана» включает в себя и стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…», впервые опубликованное в журнале «Русский современник».

Ключевая тема текста – закат жизни. Она раскрывается через лексику: «немного омертвелая душа», «желтый тлен и сырость», «кладбище», «изглоданные кости берез», «отцветем». Кроме того, в качестве центрального образа произведения выбран образ осени, олицетворение природы, готовящейся к временной смерти, то есть к зиме. Причем описывает Есенин самое начало – сентябрь. Возможно, здесь есть косвенная отсылка к имени Миклашевской. У Сергея Александровича первый месяц осени следует за августом, как охлаждение страсти следует за безумной любовью. В словах лирического героя четко прослеживается отрицательное отношение к собственному прошлому, что наиболее полно отразилось в двух строках:
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Впрочем, не особо по душе ему и жизнь возлюбленной до их встречи:
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.

Миклашевская вспоминала, что однажды Есенин пообещал писать ей стихи, но не такие, как Айседоре Дункан, грубые и местами неуважительные, а нежные. Слово свое Сергей Александрович сдержал. После завершения цикла «Любовь хулигана» поэт признался Августе Леонидовне: «Прожил с вами всю нашу жизнь». Отношения с актрисой могли стать для Есенина спасением, очищением, могли помочь избежать самоубийства, произошедшего в конце 1925 года, но что-то не сложилось. После Миклашевской у него еще были романы, но именно Августа Леонидовна считается последней сильной любовью Сергея Александровича.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах