Как писать стихи

«Мой дом» М. Лермонтов


«Мой дом» Михаил Лермонтов

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

До самых звезд он кровлей досягает
И от одной стены к другой
Далекий путь, который измеряет
Жилец не взором, но душой,

Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом
Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нём
И в нём лишь буду я спокоен.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом»

В 1830—31 гг. юный автор создает удивительное по философской глубине произведение, которое выбивается из романтической традиции ранней лермонтовской лирики.

С первой строки герой, скиталец и творец, декларирует необъятность художественного пространства, которое ограничено лишь одним условием — присутствием «небесного свода». Развивая образ дома-Вселенной, лирический субъект продолжает поражать космическими размерами: крыша достигает звезд, а стены разделены не метрами, а дорогой, «далеким путем».

Дом-«пространство без границ», наполненный гармоничными звуками песенных мелодий, становится прибежищем светлых «жильцов» — искренних и чистых душ, которые сохранили «искру жизни».

Беспредельность масштабов, заданных в первых строфах стихотворения, оказывается категорией относительной. Огромные расстояния преодолимы и понятны для мысленного взора тех, кто руководствуется «чувством правды». Последнее получает метафорическое наименование «святое вечности зерно», предоставляя своим обладателям шанс прикоснуться к вневременным ценностям. Именно для того, чтобы чистые души приблизились к категориям высокого и бессмертного, божественные силы и создали «прекрасный дом».

В финальных строках герой-поэт обращается к противоречивому состоянию собственной души, которая обитает в доме-Вселенной. Долгие страдания лирического героя смягчаются ощущением спокойствия, доступного лишь в светлых стенах гармоничного строения.

Медитативный настрой, смысловая завершенность строф, чеканный слог, ямб в пяти- и четырехстопной вариациях, — по своему стилю лермонтовское творение напоминает стансы. Единственным отступлением от жанровых канонов становится нарушение чередования рифмы: вторая и третья строфы начинаются с женской рифмы, а не с мужской, как начальное и заключительное четверостишия.

В «Моем доме» читатель встречается с возвышенно-радостной картиной бытия, в которой земное и небесное гармонично сосуществуют, а не разделены трагическими противоречиями, как в другом лермонтовском творении того же периода — «Земля и небо». Антитеза между двумя понятиями здесь строится по признакам «знакомое, привычное, родное» — «неведомое, манящее, но страшное».

Космическая тема, определяющая место человека в вечном мироздании, продолжится в творчестве Тютчева и Фета, Блока и Бунина, Есенина и Рубцова.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах