Как писать стихи

«Моя мечта» В. Брюсов


«Моя мечта» Валерий Брюсов

Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной,
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь проложенный и мерный.
Но, встретив Холм Покинутых Святынь,
Она дрожит в тревоге суеверной,
Стоит, глядит, не шелохнет травой,
И прочь идет с поникшей головой.

Анализ стихотворения Брюсова «Моя мечта»

Короткое стихотворение «Моя мечта» открывает цикл «Холм покинутых святынь» сборника «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Дата создания – 23 июня 1895 года. Произведение состоит из восьми строк, способ рифмовки можно представить в виде схемы abababcc, можно сказать, что рифма сочетается с парной. «Моя мечта» написана пятистопным ямбом.

Исследователи лирики Валерия Яковлевича Брюсова отмечают, что в сборнике «Шедевры» отразилось стремление поэта отрешиться от общества. Это произведение является ярким примером этой тяги к одиночеству. В нём автор рассуждает о том, какова его мечта. Чтобы раскрыть этот образ Брюсов использует приём персонификация, то есть поэт придаёт неодушевлённой вещи (в данном случае явлению, состоянию) черты живого существа.

Мечта согласно словарному определению – это присущий человеку вид воображения, устрёмленный в будущее; это процесс конструирования образов желаемого. В произведении же мечта предстаёт в виде молодой женщины. Говоря о первого лица, поэт рассказывает о ней, добавляя новые детали к её образу.

Из первых четырёх строк мы узнаём о характере героини:
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной.
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь проложенный и мерный.

Как следует из этого отрывка, у мечты Валерия Яковлевича есть предпочтения: ей нравятся открытые просторы – пустыни и степи. Она пренебрегает проторёнными дорогами и размеренным существованием в строгих рамках. Поэт использует анафору, чтобы подчеркнуть, как далека она от общепринятых стандартов.

Сам выбор слов в этих строках показывает, что поэт избегает тривиальностей и жёстких правил и рамок. Он не боится экспериментировать с языком. В тексте стихотворения мы видим архаичное выражение «ей люб», встречаем неожиданное словосочетание («кругозор пустынь»). Можно предположить, что поэт имел в виду простор, но употребление слова «кругозор» в таком значении только добавляет своеобразия слогу.

Интересны и эпитеты, которые автор использует для описания своей героини. Мы встречаем яркую антитезу «вольная серна» – «окованные рабыни». Оригинален и эпитет «путь проложенный и мерный», вызывающий смешанные чувства: с одной стороны, этот образ действительно выглядит скучным, но с другой – «мерный», созвучное слову «верный», указывает, что, возможно, это не такой уж плохой выбор.

И вот во второй части стихотворения мы обнаруживаем нечто, способное укротить своевольную мечту. Героиня приходит к Холму Покинутых Святынь, один вид которого заставляет его опустить голову. Поэт не даёт объяснения, что же это за место, но представляется, что в виду имеется некий памятник, напоминающий о бренности всего сущего. Мысль о том, что самые смелые начинания в конце концов исчезнут бесследно вызывает в героине трепет, усиленный градацией («дрожит, …, стоит, глядит, не шелохнёт…»), и она поворачивает назад.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах