Как писать стихи

Можно ли обучить стихосложению?


Еще совсем недавно на прилавках книжных магазинов можно было встретить множество самоучителей, посвященных написанию стихотворений. Все эти книги обещали сделать из читателя поэта за n-ное количество дней. Однако авторы подобных произведений предпочитали не упоминать о том, что умение складывать слова в рифмованные строки и стихосложение — это две совершенно разные вещи.

Дело в том, что настоящая поэзия — это результат долгой работы разума, признак определенной душевной и интеллектуальной зрелости, приправленной особым мировоззрением, которое невозможно сформировать, просто прочитав учебник. Лучший пример здесь — детское восприятие. Малыши открыты к новым чувствам, эмоциям и переживаниям. Воспринимая все новое с совершенно иной точки зрения, отличной от точки зрения взрослого человека, дети и выражают свои мысли порой крайне неожиданно.

Любая литература для них не просто изложение сути неких событий, мыслей или чувств автора — это ценнейший источник информации, сильное эмоциональное переживание, множество открытий. Люди, сохранившие такие способности к чтению, имеют все шансы стать поэтами. Конечно, во многом способности к стихосложению определяются и тем, каким было становление личности автора в детские и юношеские годы, что его волновало, что он видел, выходя из дома, каким был уклад жизни в его семье. Любые самые незначительные на первый взгляд детали могут послужить стимулом к развитию творческих способностей.

В результате истинный поэт — это сильная и глубокая личность, воспитать которую намеренно не представляется никакой возможности. Однако, если несколько лет назад предлагалось не то, что намеренное воспитание, а просто всевозможные обучающие курсы, результатом которого должно было стать появление поэтических способностей, то сегодня ведутся дискуссии о том, что «функции» стихотворца можно поручить компьютерным программам.

Действительно, если задать определенное количество слов, ритмические закономерности, принципы созвучий, то программа может сгенерировать стихотворный текст. Вполне вероятно, что в нем даже будет некий смысл. Однако настоящей поэзии, настоянной на жизненном опыте автора, приправленной особенностями общества и времени в котором он жил, насыщенной сильными эмоциями и глубоким смыслом, все равно не получится.

Так и выходит, что все попытки прийти к искусственному стихосложению, путем ли выработки навыка складывать рифмованные строки или составления специальных алгоритмов для работы с текстом, заранее обречены на провал. Ведь настоящая поэзия — это не столько слова, подобранные и расставленные в определенном порядке, сколько серьезная работа разума и души, результат которой не всегда должен укладываться в заданные ритмикой и законами созвучия рамки.


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах