Как писать стихи

«Музе (Пришла и села. Счастлив и тревожен…)» А. Фет


«Музе» Афанасий Фет

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

Анализ стихотворения Фета «Музе»

Избранническая миссия поэта — один из основных постулатов фетовской мировоззренческой доктрины. Герой, наделенный высоким даром, способен моментально «подняться в жизнь иную», почувствовать «сладость» в сердечных страданиях, преобразить «чужое» и неизвестное в «родное». Явление богини-покровительницы, несущей «факел вдохновенный», свидетельствует об особом статусе земного «певца». Нежный лик патронессы, ее юная красота и эмоциональность напоминают портрет фетовской героини-возлюбленной, однако божественная природа Музы не подлежит сомнению. Наделенная властью исцелять от душевных мук, она призывает «трепетного» и благодарного слушателя воспевать «наслаждение высокое» и «человеческое счастье».

Начальная строка произведения 1882 г. впечатляет лаконичностью: уверенные движения милостивой покровительницы, выраженные парой однородных глаголов, сопоставляются с эмоциональным откликом героя-поэта, который отображается двумя краткими прилагательными. Счастье, тревога, ревностная готовность к творчеству — явление Музы рождает сложный комплекс чувств в смятенной душе.

Содержание центрального катрена — своеобразный отчет перед вдохновительницей, подведение итогов поэтического труда. Лирический субъект провозглашает своей главной задачей заботливую и тщательную защиту свободы творчества. Он полагает, что успешно выполнил высокую миссию, оградив Музу от «рабского буйства» темной толпы и не позволив осквернить священную речь богини.

Интонации спокойного достоинства и удовлетворения результатами поэтической деятельности восходят к пушкинскому «Памятнику», где свобода позиционируется как лидирующая тема. Очевидна и разница, порожденная философскими убеждениями авторов: если в пушкинских строках провозглашается ценность гуманистических идеалов, то у Фета речь идет о сакральной природе поэзии, предполагающей соответствующий отбор тематики — строгий, вдумчивый, ответственный.

Главной фигурой, организующей финал стихотворения, становится яркий визуальный образ Музы-небожительницы, «незримой» смертным и «нетленной» богини. В ее портрете выделяются две знаковые детали: «задумчивая» улыбка, служащая знаком благосклонности к избранному поэту, и «венец из звезд», атрибут таинственной внеземной сущности. Облик вечно прекрасной патронессы неизменен, как нерушима клятва верности, принесенная коленопреклоненным героем.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах