Как писать стихи

«На древе человечества высоком…» Ф. Тютчев


«На древе человечества высоком…» Фёдор Тютчев

На древе человечества высоком
Ты лучшим был его листом,
Воспитанный его чистейшим соком,
Развит чистейшим солнечным лучом!

С его великою душою
Созвучней всех на нем ты трепетал!
Пророчески беседовал с грозою
Иль весело с зефирами играл!

Не поздний вихрь, не бурный ливень летний
Тебя сорвал с родимого сучка:
Был многих краше, многих долголетней,
И сам собою пал, как из венка!

Анализ стихотворения Тютчева «На древе человечества высоком…»

Произведение, представляющее собой поэтический некролог, явилось откликом на весть о кончине Гёте. Творчество немецкого поэта, философа-романтика и властителя дум, оказало влияние на развитие русского литературного процесса. В стихотворной подписи к портрету Жуковский возвел Гёте в ранг провидца и мудреца, который «все постигнул» и сумел сохранить духовную свободу.

В поэтику Тютчева, переводившего наследие Гёте на протяжении десятков лет, органично вписались элементы художественной системы немецкого поэта. Природа как воплощение величественной гармонии, безразличное к судьбе «детей», будь то мощный раскидистый дуб или одинокий человек, беззащитный перед буйством стихии, — подобная идея встречается в текстах обоих авторов.

В некоторых изданиях анализируемое стихотворение датировалось концом 20-х гг. XIX в. Позже время написания было уточнено: поскольку созданию произведения предшествовало горестное известие о смерти старшего коллеги и учителя, то текст мог появиться не ранее 1832 г.

Идейно-образная система посвящения основывается на развернутой метафоре: образ лирического адресата отождествляется с листом, произраставшим на «древе человечества». Автор активно привлекает лексические средства, обладающие положительной оценочной семантикой. «Лучший», «великий», «многих краше», известнее, талантливее — таков посмертный портрет выдающегося современника.

Дальнейшее развитие метафоры дерева и листа связано с мотивами воспитания, взросления. Обращаясь к опыту человечества, персонаж берет за основу лишь самое достойное, важное, благородное. Этот факт подчеркивается анафорой «чистейший», выраженной прилагательным в превосходной степени.

Содержание второго катрена отходит от основного образного ряда, продиктованного семантикой метафоры. Гармоничный облик адресата возвышается над земным миром. Персонаж, фактически обожествленный поэтом, уравнивается с природными явлениями: лучом солнца, грозой, ветром. Последние становятся собеседниками и товарищами героя.

В заключительном четверостишии автор возвращается к метафорическим образам, заявленным в зачине. Долгая плодотворная жизнь получила соответствующее завершение: человек-творец спокойно, с умиротворением и готовностью встретил смерть. Достойный конец земного пути подобен листве, которая не была сорвана ветром или смыта дождем, а облетела с ветвей поздней осенью.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах