Как писать стихи

«На лугу» А. Блок


«На лугу» Александр Блок

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

Анализ стихотворения Блока «На лугу»

Поэтический текст, созданный осенью 1912 г., был предназначен автором для детского чтения. Произведение вошло в весеннюю главку сборника «Круглый год», чья композиция организована по принципу календаря. Потеплевший воздух, «вешний звон», предвкушение пасхальных празднеств — персонажей, захваченных обновлением природы, переполняет радость.

Небольшое произведение открывается пейзажной зарисовкой. В ней доминируют четкие контуры, а также яркие чистые оттенки синего и черного. Автор концентрирует внимание на переменах, порожденных первым теплом. Для этих целей активно привлекаются прилагательные в сравнительной степени: в первой части насчитывается пять примеров употребления компаративов. В описании природы лидируют визуальные образы, изображающие далекую кромку леса, узкую полосу распаханной земли.

Центральным местом, организующим лирический сюжет, становится образ луга. На нем резвятся дети, и лирическому субъекту слышатся отдаленные звуки веселых забав. Акустические ориентиры предваряют появление персонифицированного образа весны, возникающего во второй части текста.

Пара риторических вопросов демонстрирует сомнения лирического «я», озадаченного неявным характером и неторопливым ходом весенней трансформации. Звонкий голос, напоминающий ликующие детские крики, становится символом весеннего обновления. В финальном эпизоде герой находит и реалистичную деталь, подтверждающую основную звуковую доминанту: нежное журчание ручейка созвучно жизнерадостному настроению детворы.

Идейно-образная структура текста основана на акустических признаках, для передачи которых поэтом задействован единый семантический комплекс. Его компонентами выступают лексема «звонкий», ее компаратив и однокоренное наречие. Комплекс поддерживается приемами аллитерации с опорой на звонкие согласные. Он воссоздает живую и яркую музыку весны, которая очаровывает лирического субъекта.

Цветущий луг — излюбленный фрагмент блоковского ландшафта. Образ часто олицетворяется: в ночное время он бледнеет, цепенеет и отдыхает, а днем оживает, наполняется звуками и движением, проявлениями бурной деятельности «под каждою былинкой». Луговые просторы — место веселых «пламенных» хороводов, печальных песен и романтических встреч, когда силуэты влюбленной пары укрывает белый туман сгустившихся сумерек.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах