Как писать стихи

«На носилках, около сарая…» Ю. Друнина


«На носилках, около сарая…» Юлия Друнина

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я еще, ребята, не жила…

И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я еще, ребята, не жила…

Анализ стихотворения Друниной «На носилках, около сарая…»

Особое место среди произведений о Великой Отечественной войне занимают стихотворения Юлии Друниной. Лирика поэтессы неизменно трогательна и наивна, но вместе с тем честна и правдива. Стихи о тяготах военной жизни отчетливо передают настроение автора так, что читатель легко может проникнуться им и прочувствовать всё то, что Юлия Владимировна перенесла лично.

Один из сюжетов, вероятно, увиденных поэтессой за время ее службы на фронте, лёг в основу стихотворения «На носилках, около сарая…», написанного спустя десятилетия после войны в 1974 году. В этом произведении рассказывается о юной санитарке, пострадавшей в ходе освобождения русской деревни. Автор начинает стихотворение коротким вступлением, которое рисует до боли знакомую картину: край села, обыкновенный сарай. Ещё немного, и воображение дорисовывает околицу, бескрайние золотистые поля в лучах приветливого солнца. Но этой идиллии не суждено сбыться, родные образы разрушаются войной: на истрепанных от частого использования носилках (а какими они ещё могут быть во время кровопролитных боёв?!) лежит совсем молодая девушка.

Рисуя образ угасающей на глазах солдат санитарки, автор не прибегает к высокопарным выражениям. Она не вкладывает в уста девушки громких героических речей. Всего лишь тихий шепот: «Я ещё, ребята, не жила…» Такое простосердечное обращение делает героиню ближе и понятнее, заставляет сердце откликнуться на горькие слова. Поэтому-то старый ветеран, за которым поэтесса наблюдает в продолжении стихотворения, однажды вновь переживает эти ощущения, взглянув в глаза своей супруги. Снова перед его взором, теперь уже мысленным, пролетают вспышки, взрывы, снаряды, снова он видит глаза девушки, чья жизнь затухала в той отвоеванной деревне.

Поэтесса завершает произведение эпифорой, повторяя с небольшими изменениями первые строки:
Там, где возле чёрного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…

Так юная санитарка из героини войны превращается в несчастного ребенка, не заслужившего такой ужасной участи. Повторяющиеся свистящие, звенящие согласные («сарая», «села», «носилках», «восемнадцать») сменяют мягкие звуки: «чёрного», «девочка», «лепечет». В этой метаморфозе хорошо прослеживается отношение поэтессы к темам женщины и войны, к горю, которое войны приносят простым людям. Но Юлия Владимировна никого не осуждает, не заламывает руки в пафосном жесте, а только позволяет своим героям тихонько вздрогнуть и вздохнуть о тех, кого не вернуть.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах