Как писать стихи

«Над морем» Н. Заболоцкий


«Над морем» Николай Заболоцкий

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.

Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.

Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.

Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Над морем»

Автор, с детства привыкший к скромной красоте северного пейзажа, был очарован роскошным разнообразием крымской природы. В стихотворении «Гурзуф» душевный подъем лирического субъекта вызван созерцанием величественной картины, которая охватывает скалистый берег, «равнину морскую» и небо. Герою Заболоцкого, подобно пушкинскому пророку, становится доступной часть сокровенного «таинства отзвуков», служащего акустическим атрибутом загадочного мирового пространства.

Зачин стихотворения 1956 г. открывается запоминающимся обонятельным образом — душистым «горьковатым» ароматом чабреца, который символизирует крымскую землю. Приятный запах вызывает в памяти характерный пейзаж: дом, построенный у подножия горы, кипарис, бескрайняя панорама моря.

В удивительном «сонном» мире подвергается трансформации художественное время: оно «не спешит», и замедляющееся движение стрелок будто стремится соответствовать неподвижной громаде вечных скал.

Центральный фрагмент посвящен еще одному примечательному свойству художественного пространства — акустическим «ловушкам». Звуки, источники которых находятся далеко, кажутся близкими. По этой причине слух субъекта речи отчетливо различает плеск волн. Раскаты грома во время грозы напоминают страшный грохот пушек. Комплекс акустических образов завершает живописное сравнение, семантика которого выходит за рамки звуковых характеристик. Поцелуй девушки метафорически отождествляется с распустившимся цветком.

Причины потрясающих акустических эффектов кроются в особой траектории звука. Последний устремляется по вертикали, порождая эхо, олицетворенный образ которого наделен способностями петь и танцевать.

Метафора, уподобляющая море режиссеру, перспективу — резонатору, прибой — концерту, обозначает границы художественного мира. Изображаемая среда видится субъекту речи замкнутой, напоминающей концертный зал или корпус гигантского музыкального инструмента. За счет особых свойств причудливого пространства стали возможными акустические явления, занимающие неторопливые мысли лирического «я».

Стихотворение завершает ряд визуальных образов: весело щебечущая стайка синиц, прозрачно-алые виноградные гроздья и дети, занятые сбором чабреца. Миниатюрные сценки дополняют картину идеального пространства, соединившего в себе природное и музыкальное начала, и проникнуты задумчивым умиротворением.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах