Как писать стихи

«Надгробные цветы» К. Бальмонт


«Надгробные цветы» Константин Бальмонт

Среди могил неясный шепот,
Неясный шепот ветерка.
Печальный вздох, тоскливый ропот,
Тоскливый ропот ивняка.

Среди могил блуждают тени
Усопших дедов и отцов,
И на церковные ступени
Восходят тени мертвецов.

И в дверь церковную стучатся,
Они стучатся до зари,
Пока вдали не загорятся
На бледном небе янтари.

Тогда, поняв, что жизнь минутна,
Что безуспешна их борьба,
Рыдая горестно и смутно,
Они идут в свои гроба.

Вот почему наутро блещут
Цветы над темною плитой:
В них слезы горькие трепещут
О жизни — жизни прожитой.

Анализ стихотворения Бальмонта «Надгробные цветы»

Стихотворение «Надгробные цветы» впервые было опубликовано в журнале «Русское богатство» в номере 12 в 1894 году. В 1895 году оно вошло в сборник «В безбрежности» в составе цикла «Между ночью и днем». Поэт не зря поместил его в этот раздел, ведь сюжет произведения разворачивается именно в это сумрачное время между мирами ночи и дня.

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, ведь его настроение безрадостно. Действие разворачивается на кладбище, где каждую ночь поднимаются духи усопших и бредут к церкви. Мертвые тени стучат в стены и двери божьего дома всю ночь, а с первыми проблесками зари возвращаются в свои холодные пристанища. Это безнадежное еженощное паломничество повторяется и повторяется, и каждое утро на цветах, что покачиваются у надгробных плит, остаются его следы – слезы неприкаянных душ.

Похожие сюжеты можно встретить в поэзии других авторов. Например, тема смерти часто звучит в произведениях В. А. Жуковского («Сельское кладбище», «Людмила» и другие). Однако Василий Андреевич, рисуя картины погоста и обитающих там духов, вкладывает в них больше христианских смыслов – божественного наказания, покаяния грешников или воссоединения невинных душ. Лирика К. Д. Бальмонта отличается от произведений Жуковского усиленным трагизмом и безысходностью. Читатель не узнает, что обрекло «тени усопших дедов и отцов» на страдания, но он хорошо понимает, что они будут длиться вечно. В этом смысле произведение ближе по духу к творчеству европейских «кладбищенских» поэтов.

Стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных четырехстопным ямбом. Рифма в строфах перекрестная – abab, где нечетные строки имеют женские окончания, а четные – мужские. Каждая строфа рисует законченный образ. Напряжение растет в первых двух четверостишиях, в третьем происходит кульминация действия, которое спадает в четвертой строфе. Финальные строки содержат вывод, итог всему произведению и жизни вообще, ведь речь идет о человеческих душах.

Атмосфера уныния в стихотворении «Надгробные цветы» создается с помощью различных художественных приемов. В качестве эпитетов используются самые мрачные по смыслу прилагательные: «тоскливый», «печальный», «темною», «горькие». Единственная светлая метафора – «на бледном небе янтари» — тоже имеет безрадостный оттенок. Автор часто использует повторы («блуждают тени» — «восходят тени», «о жизни – жизни прожитой»), что усиливает ощущение обреченности.

По духу «Надгробные цветы» перекликаются с другим стихотворением Бальмонта – «Лебедь». Его герой, также находясь на границе между жизнью и смертью, оплакивает свою горькую судьбу. В исполнении Константина Дмитриевича эта сожаления о стремительно пролетевшей жизни звучит особенно трогательно и пронзительно.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах