Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» Ф. Тютчев

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

3 августа 1865 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»

О трагической любви, неожиданно пришедшей к поэту в зрелом возрасте, считает необходимым сообщить каждый тютчевский биограф. Тому есть весомые причины: мощное чувство, расцененное окружением поэта как шокирующее, «беззаконное», стало источником вдохновения. Оно вызвало к жизни знаменитый стихотворный цикл, одну из вершин русского художественного слова. В центре образной системы произведений – пара, охваченная мучительной любовью-страданием.

Анализируемый текст появился в 1865 г., накануне скорбной даты – первой годовщины со дня смерти возлюбленной автора. Эмоциональная речь, обращенная к лирической героине, свидетельствует о том, что время не смогло притупить боль душевных страданий, терзающих тютчевского героя.

В зачине стихотворения субъект речи сообщает об обстоятельствах лирической ситуации: он идет по загородной дороге в свете заходящего солнца. Для характеристики движения используется глагол «брести». Пешеход идет медленно, прилагая видимые усилия, – такова семантика лексической единицы. Ее значение взаимодействует с упоминанием о тяжести и трудности пути. Перед читателем возникает портрет героя – немолодого, уставшего, изнуренного душевно и физически.

Первое четверостишие завершается обращением к милой, которое повторяется в двух других строфах с некоторыми изменениями. Сначала любимая именуется другом, затем – ангелом. Последняя из лексем весьма информативна: она сообщает об огромной дистанции между разлученной парой, а также определяет позицию лирического адресата, наблюдающего за происходящим сверху, из небесной «бездны голубой». Лиричность, эмоциональность и напевность рефрена поддерживаются пятистопной хореической строкой – размером, почти не встречающимся в произведениях Тютчева.

Картина окружающего мира, представленная во втором катрене, теряет конкретность. Очертания внешних деталей пропадают в сгущающихся сумерках. На первый план выходит мотив воспоминания, который развивается в финальном эпизоде. Прошлое диктует планы, охватывающие не только день грядущий, но и остаток жизни героя: удел безутешного возлюбленного – печаль, скорбь, безразличие к настоящему. Все мысли несчастного наполнены мольбами к ангельской душе лирического «ты». К робкой надежде на мимолетную встречу примешиваются отчаяние и горькое осознание невозможности былого счастья.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах