Как писать стихи

«Наполеон» А. Пушкин


«Наполеон» Александр Пушкин

Чудесный жребий совершился:
Угас великий человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век.
Исчез властитель осужденный,
Могучий баловень побед,
И для изгнанника вселенной
Уже потомство настает.

О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн,
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн…
Великолепная могила!
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.

Давно ль орлы твои летали
Над обесславленной землей?
Давно ли царства упадали
При громах силы роковой;
Послушны воле своенравной,
Бедой шумели знамена,
И налагал ярем державный
Ты на земные племена?

Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир,
И галл десницей разъяренной
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный —
Свободы яркий день вставал, —

Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой.

И обновленного народа
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.

И Франция, добыча славы,
Плененный устремила взор,
Забыв надежды величавы,
На свой блистательный позор.
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой:
Европа гибла — сон могильный
Носился над ее главой.

И се, в величии постыдном
Ступил на грудь ее колосс.
Тильзит!.. (при звуке сем обидном
Теперь не побледнеет росс) —
Тильзит надменного героя
Последней славою венчал,
Но скучный мир, но хлад покоя
Счастливца душу волновал.

Надменный! кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара;
Но поздно русских разгадал…

Россия, бранная царица,
Воспомни древние права!
Померкни, солнце Австерлица!
Пылай, великая Москва!
Настали времена другие,
Исчезни, краткий наш позор!
Благослови Москву, Россия!
Война по гроб — наш договор!

Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец.
Бежат Европы ополченья!
Окровавленные снега
Провозгласили их паденье,
И тает с ними след врага.

И все, как буря, закипело;
Европа свой расторгла плен;
Во след тирану полетело,
Как гром, проклятие племен.
И длань народной Немезиды
Подъяту видит великан:
И до последней все обиды
Отплачены тебе, тиран!

Искуплены его стяжанья
И зло воинственных чудес
Тоскою душного изгнанья
Под сенью чуждою небес.
И знойный остров заточенья
Полнощный парус посетит,
И путник слово примиренья
На оном камне начертит,

Где, устремив на волны очи,
Изгнанник помнил звук мечей,
И льдистый ужас полуночи,
И небо Франции своей;
Где иногда, в своей пустыне
Забыв войну, потомство, трон,
Один, один о милом сыне
В унынье горьком думал он.

Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.

Анализ стихотворения Пушкина «Наполеон»

Вопрос об Отечественной войне 1812 года в русской литературе начала XIX века стоял очень остро. Во множестве произведений можно встретить различные оценки этого события и его участников. Наибольшее внимание художники, поэты и писатели уделяли самым ярким деятелям этой войны. Особое место среди них занимает личность Наполеона Бонапарта.

Разумеется, А. С. Пушкин не мог не откликнуться на этот своеобразный вызов эпохи. В день, когда поэт узнал о кончине французского императора в 1821 году, он создал стихотворение «Наполеон», в котором выразил своё видение судьбы этого исторического персонажа.

Сюжет произведения – это ретроспективный анализ деяний императора. Автор посмертно обращается к духу Наполеона, чтобы оценить прижизненные заслуги или, наоборот, злодейства этого героя. Первые три строфы представляют собой горькую оду Бонапарту. В них поэт оглашает собственную позицию по отношению к Наполеону. Нужно отметить, что она неоднозначна. С одной стороны, автор употребляет такие высокопарные эпитеты, как «великий человек», «могучий баловень побед», «великолепная могила», которые указывают на восхищение этим персонажем.

С другой стороны, поэт также говорит и о преступлениях Наполеона перед человечеством. Он осуждает героя с помощью следующих выражений: «грозный век», «народов ненависть», «памятью кровавой». В последующих строфах Александр Сергеевич перечисляет поступки Бонапарта, оценивая их в явно негативном ключе. Вот, например, что говорит поэт о том, как тот воспользовался пылом французского народа в своих корыстных интересах:
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.

Пушкин порицает и то, с каким азартом Наполеон покорял своих врагов. Он характеризует статус императора эпитетом «величие постыдное», смешивая два подхода – восторг и упрёк. Однако в финале это противоречие разрешается. Поэт объясняет, что именно благодаря Наполеону Россия смогла поднять голову и обрести силу. Заслугу агрессора автор описывает так:
Хвала!.. он русскому народу
Высокий жребий указал…

Таким образом, стихотворение из алогичной похвалы Бонапарту превращается в оду России. Поэт провозглашает величие Родины, чествует её свободолюбивый воинственный дух:
Россия, бранная царица,
Воспомни древние права!

Надо сказать, что стихотворение написано в духе классических од времён Державина и Ломоносова. В произведении присутствует устаревшая, наполненная пафосом лексика («на оном камне», «полнощный», «ярем державный», «хлад покоя» и др.). Оно содержит возвышенные метафоры («орлы твои» – военачальники Наполеона) и метонимии («галл … низвергнул свой кумир»), а также большое количество эффектных выразительных эпитетов. Это настоящая патриотическая песнь во славу России, несмотря на то, что на первый взгляд стихотворение посвящено её непримиримому противнику.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах