Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Наполеон» Ф. Тютчев

I
Сын Революции, ты с матерью ужасной
Отважно в бой вступил – и изнемог в борьбе…
Не одолел ее твой гений самовластный!..
   Бой невозможный, труд напрасный!..
Ты всю ее носил в самом себе…
II

Два демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились:
В его главе – орлы парили,
В его груди – змии вились…
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет,
И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.
Но освящающая сила,
Непостижимая уму,
Души его не озарила
И не приблизилась к нему…
Он был земной, не божий пламень,
Он гордо плыл – презритель волн, –
Но о подводный веры камень
В щепы разбился утлый челн.

III
И ты стоял – перед тобой Россия!
И, вещий волхв, в предчувствии борьбы,
Ты сам слова промолвил роковые:
«Да сбудутся ее судьбы!..»1
И не напрасно было заклинанье:
Судьбы откликнулись на голос твой!..
Но новою загадкою в изгнанье
Ты возразил на отзыв роковой…
Года прошли – и вот, из ссылки тесной
На родину вернувшийся мертвец,
На берегах реки, тебе любезной,
Тревожный дух, почил ты наконец…
Но чуток сон – и по ночам, тоскуя,
Порою встав, ты смотришь на Восток,
И вдруг, смутясь, бежишь, как бы почуя
   Передрассветный ветерок.

1830-е – 1840-е годы.

1 Да сбудутся ее судьбы! – это слова Наполеона из приказа по армии при переходе через Неман 22 июня 1812 г.: «Россия увлекаема роком: да свершатся ее судьбы».

Анализ стихотворения Тютчева «Наполеон»

Небольшой цикл состоит из трех фрагментов, которые были написаны в разное время. Ранее всех было создано второе стихотворение: оно датировано началом 30-х гг. XIX в. Третий эпизод относится к 1849 г. Он был включен автором в неоконченный трактат «Россия и Запад». Исследователям не удалось прийти к единой версии, когда появилось произведение, открывающее наполеоновскую тему. Известно, что цикл, завершенный в первые месяцы 1850 г., был вскоре опубликован.

Тютчевская трактовка образа императора-полководца основана на глубоком замечании, прозвучавшем в книге Шатобриана. Появление Бонапарта закономерно следует за мощной разрушительной силой – французской революцией. Продолжая размышления об исторической роли личности, поэт привносит в философско-политическую тему элементы, относящиеся к сфере семейных отношений. Рождается трагический образ сына эпохи, вступившего в неравное противоборство с беспощадной, «ужасной» родительницей. Этот мотив является идейным центром первого из фрагментов наполеоновского цикла. Здесь же дается авторская оценка жизненному пути главного персонажа: итоги боя предрешены. Усиливает трагизм лирической ситуации парадоксальная мысль, что в борьбе герою-сыну приходилось преодолевать и собственную натуру, многое унаследовавшую от матери.

Вторую часть открывает фрагмент, посвященный достоинствам героя. Масштабность его замыслов метафорически уподобляется свободному полету орла, хитроумие и холодный расчет сродни мудрости, с которой отождествляется мифологический образ змеи. Однако выдающиеся способности не даровали высшего знания: облик амбициозного героя сравнивается с земным пламенем, которое не освящено божественным началом.

Об ошибочных действиях персонажа сообщается при помощи аллегорической картины. Жизненный челн самонадеянного политика «в щепы» разбивается о подводный камень, ассоциируемый с искренней верой.

Третье стихотворение открывается миниатюрной сценой, указывающей на конкретный факт – начало похода на Россию. Историческую аллюзию продолжает авторское замечание, наделяющее Наполеона даром пророчества. Лирическое повествование завершает фантасмагорическая картина, насыщенная мотивами лермонтовского «Воздушного корабля». Неуспокоенный дух почившего полководца возникает в ночной тишине и растворяется в предрассветном сумраке.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах