Как писать стихи

«Недотыкомка серая…» Ф. Сологуб


«Недотыкомка серая…» Федор Сологуб

Недотыкомка серая
Всё вокруг меня вьётся да вертится, —
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?
Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою, —
Помоги мне, таинственный друг!
Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами,
Или наотмашь, что ли, ударами,
Или словом заветным каким.
Недотыкомку серую
Хоть со мной умертви ты, ехидную,
Чтоб она хоть в тоску панихидную
Не ругалась над прахом моим.

Анализ стихотворения Сологуба «Недотыкомка серая…»

Стихотворение «Недотыкомка серая…», написанное Федором Сологубом 1 октября 1899 года, тесно связано с сюжетом романа «Мелкий бес». Недотыкомка в интерпретации поэта – это своего рода галлюцинация главного героя Ардальона Борисыча Передонова. Это непонятное серое существо изводит героя, оно вертится вокруг него, насмехается, дразнит и выворачивается из рук при попытке поймать его, прячется куда-нибудь, а затем снова вылезает и продолжает издеваться.

Согласно словарю Даля, слово «недотыкомка» ближе по значению к слову «недотрога». Это местечковое выражение, но Федор Кузьмич использовал его скорее в качестве символа, нежели в прямом смысле. Чтобы лучше понять, что имеется в виду под этим неологизмом, необязательно читать роман. Стихотворение «Недотыкомка серая…» хорошо раскрывает суть этого явления.

В этом произведении четыре строфы. Его композицию можно представить в виде схемы abbc addc effg ehhg. Первые строки образуют анафору. Стихотворение имеет сложную, так называемую сплетенную рифмовку. Стихотворный размер – амфибрахий.

Многие исследователи творчества Федора Сологуба считают, что это автобиографическое стихотворение. Поэт говорит в нем от первого лица. Он использует большое количество личных местоимений «меня», «мною», «мне», которые заставляют читателя поверить, что это действительно происходит с настоящим живым человеком.

Сочувствие и доверие вызывают эмоциональные восклицания и просьбы:
Помоги мне, таинственный друг!
Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами…

Свою напасть автор описывает очень детально. У мучающего его существа есть цвет, оно находится в постоянном движении, скалит зубы в «коварной улыбке» и приплясывает перед ним. Это может напомнить читателю горячечный бред или тревожное нетерпеливое состояние, когда не находишь себе места. Эту бесполезную суету хорошо отражают аллитерации. Возня существа передается с помощью повторяющихся согласных «в» («все», «вьется», «вертится»), «л» («Лихо», «ль», погибельный», «истомила»).

В этом произведении видится несколько образов: сам лирический герой, некий «таинственный друг» и «недотыкомка». Представляется, что последние два – это ипостаси самого автора, его светлая и темная стороны. Душа предстает как поле битвы доброго и злого начал, причем автор допускает, что с его смертью гадкое существо не сгинет. Поэтому война света и тьмы будет продолжаться и продолжаться.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах