Как писать стихи

«Ночное гулянье» Н. Заболоцкий


«Ночное гулянье» Николай Заболоцкий

Расступились на площади зданья,
Листья клена целуют звезду.
Нынче ночью — большое гулянье,
И веселье, и праздник в саду.

Но когда пиротехник из рощи
Бросит в небо серебряный свет,
Фантастическим выстрелам ночи
Не вполне доверяйся, поэт.

Улетит и погаснет ракета,
Потускнеют огней вороха…
Вечно светит лишь сердце поэта
В целомудренной бездне стиха.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Ночное гулянье»

Высокая миссия служения искусству налагает на человека-творца серьезные обязательства. В произведении «Читая стихи» поэт выступает против экспериментов, «забав» со словом, которые лишены смыслового наполнения. Идейную бедность произведения нельзя восполнить изощренностью формы. Лирический герой призывает молодых авторов благоговейно относиться к чистоте «животворящего» родного языка.

В центре стихотворения 1953 г. — размышления над темой преданности творческому делу, для выражения которой автор прибегает к антитезе временного и вечного.

Основную часть произведения занимают упоминания о веселом городском празднике. Предстоящее гулянье обещает стать ярким, запоминающимся, и это обстоятельство акцентируется с помощью комплекса перифраз, завершающих первую строфу. В хлопотливый процесс подготовки, которым заняты организаторы события, включаются и детали пейзажа. В зачине появляются персонифицированные образы городских домов, которые расступаются, словно освобождая место для гостей.

За рамками лирической ситуации остаются повод и основные мероприятия праздничной программы. Второй катрен посвящен кульминационному эпизоду гулянья — фейерверку. Субъект речи подмечает визуальную и акустическую стороны впечатляющего действа: «серебряный свет» и выстрелы, охарактеризованные эпитетом «фантастические». Образ пиротехника приближен к облику волшебника, обладающего способностью «бросать» в небо ворох огней. Интересно, что и в этом эпизоде природа сопричастна действиям людей: рукотворные сполохи органично вписываются в картину ночного леса, темного неба.

В конце центрального четверостишия возникает новый мотив, предваряющий появление второго компонента антитезы. Герой предостерегает лирического адресата от чрезмерного увлечения эффектным зрелищем. Содержание финального катрена составляет философский вывод субъекта речи: земные события радуют и очаровывают, но они преходящи. Постоянно лишь поэтическое служение, которое требует от художника слова целомудренности, строгого следования высоким нравственным ориентирам.

Основанием для сближения образов фейерверка и сердца поэта служит способность излучать свет. Автор акцентирует важнейшие различия между характером свечения: огни салюта скоро гаснут, а пламень души бесконечен, погружен в метафорическую бездну стихотворных строк.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах